Планета Вологда

№39 (316) от 1 октября 2003 г.

Планета Вологда

Родные нам названия можно встретить в любом уголке земного шара - на борту корабля, на солнечном курорте и даже среди военной техники.

Морская душа

Корабли с вологодскими «именами» бороздят морские и речные просторы и в России, и за ее пределами - от матушки Волги до Балтики.

Подводная лодка «Вологда»

Одна из старейших субмарин Северного флота (класс «Варшавянка»), над которой шефствует Вологда. Дизель-электрическая подлодка Кольской флотилии, базируется в городе Полярном Мурманской области.

Такие субмарины строятся у нас с 80-х, но до сих пор по тактико-техническим характеристикам превосходят многие зарубежные аналоги. «Вологда» - одна из самых малошумных подлодок в мире, за что ее прозвали «черной дырой в океане». Может погружаться на глубину 300 метров. Вооружение - 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Прославилась тем, что с 28 мая по 3 июня 2001 года единственная из российских субмарин участвовала в праздновании 100-летия Королевских подводных сил Великобритании. На морском параде в порту Фаслейн были представлены подлодки 11 стран, но английская принцесса Анна, покровительница подводного флота Британии, удостоила своим посещением только «Вологду».

Для России это стало знаковым событием: впервые за последние несколько лет субмарина класса «Варшавянка» отправилась в океанский поход. Увы, на Северном флоте тогда почти не было исправных аккумуляторных батарей, а для закупки новых денег не выделяли. Поэтому двухнедельный поход «Вологды» к Британским островам стал возможен лишь благодаря помощи нашей области. В СМИ сообщалось, что средства на новые аккумуляторы собирали по всей Вологодчине.

Правда, так и непонятно, куда же делись аккумуляторные батареи, которые должно было выделить «Вологде» Министерство обороны.

Подводная лодка «Северсталь»

Таких громадных субмарин, как ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Северсталь», в мире всего пять штук. Причем все - российские. Лодка относится к проекту 941 «Акула» (по классификации НАТО - «Тайфун»), ее высота 26 метров, ширина 23 метра, длина - 180 метров. Способна нырять на глубину 600 метров.

Всего по этому проекту построено шесть субмарин, которые создавались в противовес подлодкам США класса «Огайо». А еще «Северсталь» единственная в России носит имя шефствующего над ней предприятия.

Вооружена 20-ю баллистическими ракетами РСМ-52 (у каждой - 10 ядерных боеголовок мощностью 200 килотонн). Улететь ракеты могут на 8 тысяч 300 километров (по другим данным - до 10 тысяч км). Одним залпом наша «землячка» способна поразить аж 200 целей. Для «Северстали» возможно и плавание подо льдом, при всплытии она пробивает своей рубкой лед толщиной до 5-ти метров.

Плавучий док

«Сухона»

Этот своеобразный «гараж для подлодок», который назван в честь реки, протекающей по Вологодчине, работает на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северо-двинске, где строят субмарины.

Плавдоки - достаточно уникальная техника. На «Севмаше» их используют для постройки новых подводных лодок, для вывода их из цехов завода в море и для перевода ремонтируемых субмарин на другие стапельные линии. Наш «земляк» участвовал и в операции по подъему «Курска»: первый из двух огромных понтонов, которые использовались при подъеме подлодки, спускался на воду именно с «Сухоны».

Рыболовецкий

траулер «Харовск»

Принадлежит мурманскому ЗАО «Морское содружество» и приписан к порту Мурманск. Траулер ведет промысел рыбы в Баренцевом и Северном морях.

Самое интересное, что капитан «Харовска» - наш земляк Игорь Семенов. Закончив школу в поселке Семигородняя Харовского района, он поступил в Мурманское мореходное училище и затем дослужился до капитанской должности, пробороздив на кораблях весь земной шар.

Весной этого года траулер, который вел лов путассу в Баренцевом море, арестовала береговая охрана Норвегии. Норвежцы посчитали, что наши моряки нарушили правила рыболовства, работая в закрытом для промысла районе - Норвежской экономической зоне, и временно арестовали «Харовск», препроводив его для разбирательств в порт Харстад.

Надеемся, что к сегодняшнему дню все уже закончилось благополучно.

Сухогруз «Шексна»

Этот теплоход класса «река - море» построен в Гданьске (Польша). Порт приписки - Санкт-Петербург. Компания-судовладелец - «Северо-Западный флот». Перевозит судно в основном контейнеры с различными грузами и древесину.

17 мая прошлого года, когда корабль шел из Англии в Финляндию с грузом глины, из-за ошибки судоводителя сухогруз на полном ходу вылетел на берег датского острова Борнхольм (юго-западная часть Балтийского моря). К счастью, никто из людей серьезно не пострадал. Однако у теплохода был поврежден корпус, пробило один из топливных танков. Впрочем, разлива топлива не произошло. Несколько дней «Шексне» пришлось провести на мели...

Сухогруз «Белозерск»

Корабль относится к теплоходам серии «Шестая пятилетка» - самой успешной и массовой в СССР. Предназначен для перевозки щебня, песка, угля, бумаги в рулонах, бревен.

Информации об этом судне удалось найти совсем немного. Известно лишь, что в последние годы оно было приписано к Камскому речному пароходству (Пермь). Но то, что сухогруз «Белозерск» продолжает ходить по рекам России, подтверждает это фото, где судно «протискивается» по 3-му шлюзу Канала имени Москвы.

Сухогруз «Устюг»

Теплоход той же серии, что и «Белозерск». Приписан к Волжскому речному пароходству (Нижний Новгород). На фото это судно снято на Волге, у города Тольятти.

* * *

Но и это далеко не весь «вологодский» флот - есть же еще и суда, названные в честь наших земляков. Например, сейнер «Евгений Преображенский» (Герой СССР из Кириллова, генерал-полковник авиации, возглавлял группу самолетов, бомбившую Берлин в августе 41-го), спасательное судно «Михаил Рудницкий» (адмирал из Вытегры), авианосец «Николай Кузнецов» (Герой СССР из Устюга).

Читайте в следующем номере «Премьера»: вологодские названия

в авиации, военной технике, строительстве и других сферах жизни.на фото 1: Самый грозный символ Вологодчины, атомная подводная лодка «Северсталь», -

ядерный кулак России величиной с девятиэтажный дом.

на фото 2: Подводная лодка «Вологда»

на фото 3: Плавучий док «Сухона»

на фото 4: Рыболовецкий траулер «Харовск»

на фото 5: Сухогруз «Шексна»

на фото 6: Сухогруз «Белозерск»

на фото 7: Сухогруз «Устюг»

6
0