ХИТРЫЙ РУБЛЬ

№43 (320) от 29 октября 2003 г.

ХИТРЫЙ РУБЛЬ

Разнобой цен в маршрутках - признак неповиновения властям отдельных хозяев такси.

А зачем, скажете, частнику подчиняться властям? И народу ведь выгоднее проехать подешевле...

От произвольных цен выгода шаткая. Завтра «шашечники» так же произвольно возьмут за проезд 7 или 10 рублей. Или потребуют больше за перевозки на окраины. Вот почему данный вид предпринимательства является регулируемым: чтобы вся Вологда была нормально охвачена транспортом, администрация сама устанавливает тарифы на маршрутные такси.

И нельзя сказать, что маршрутки - только для «обеспеченных»: зачастую они связывают районы, откуда надо ехать с пересадками. Например, популярная у вологжан маршрутка №53 (от магазина «Элма» до улицы Дальней) - почти единственный способ доехать от льнокомбината до Заречья без пересадок. Так что заплатить 6 рублей вместо 8-ми за два автобуса - все же экономия.

Однако в погоне за прибылью некоторые владельцы маршруток, похоже, перехитрили сами себя. Жалуясь на убытки, весной «выпросили» у городских властей повышение цены с 4 до 6 рублей. Но резкое подорожание отвадило многих пассажиров, и тогда часть таксистов начали брать по 5 рублей.

«Конечно, это нарушение, - говорит главный специалист отдела цен финансового управления Администрации города Ирина Южакова. - Это называется «недобросовестная конкуренция»: за счет уменьшения платы отбивать пассажиров у других перевозчиков, которые исполняют постановление главы о повышении».

Кстати, весной всем «шашечникам» предлагали в случае несогласия с тарифом 6 рублей представить свою калькуляцию и свой тариф. Например, чтобы на более дальние маршруты сделать плату больше, а на короткие - меньше. Но ни одного заявления о пересмотре тарифа в администрацию не поступило.

Большинство предпринимателей молча установили свои цены. Строптивых предупреждали, объясняли, что постановление главы исполнять нужно. Перевозчики оправдывались: мол, идем на уступки населению, работаем себе в убыток...

Свежо предание, да верится с трудом. Кому не знакома такая картина - водитель маршрутки берет деньги за проезд, но билетов не дает: либо объявляет, что кончились, либо просто не дает, если пассажир сидит на переднем сиденье. Хороший «убыток»: десять раз в день не дал билета - полтинник, тридцать раз в месяц по полтинничку - уже неучтенных полторы тысячи рублей.

Законопослушные перевозчики не раз жаловались: если к недобросовестным коллегам не принимаются меры воздействия, зачем тогда соблюдать постановления властей?

Административный кодекс Вологодской области предусматривает для нарушителей порядка ценообразования штраф от 20-ти до 25-ти «минималок», но пока, по словам Ирины Южаковой, такие меры воздействия не применяли. Пока на предпринимателей подействовали беседы. Надолго ли?..

на фото: У дисциплинированных перевозчиков их конкуренты отбивали пассажиров меньшей ценой.