Ария золотого тельца

№43 (320) от 29 октября 2003 г.

Ария золотого тельца

Крупнейший концертный зал Вологды постепенно утрачивает статус самой престижной и посещаемой площадки. В «Русском доме» на смену артистам приходят капиталисты.

Культурный объект вновь сменил «крышу». С апреля ГУП ДКЦ «Русский дом» переживает реорганизацию. 1 апреля концертный зал (а с 1 сентября - и выставочный) перешел под крыло филиала общественного питания и гостиничного хозяйства хозяйственного управления правительства области.

Выходит, концертную площадку приравняли к столовой или гостинице, заключив, что в управлении этими несхожими объектами нет существенной разницы. Культура тоже может приносить деньги, следовательно, это такой же бизнес, как другие.

Но деятели культуры, как правило, - «никакие» менеджеры. А профессиональные управленцы рассматривают культуру прежде всего с точки зрения рентабельности, как и любую другую сферу приложения человеческих сил.

Первыми «новую метлу» в «Русском доме» почувствовали на своих спинах его работники. Их то увольняли, то принимали, переделывая договора, затем опять увольняли, а потом снова восстанавливали - уже под нажимом Трудовой инспекции...

Поворотным моментом в новейшей истории «РД» стало двукратное повышение платы за аренду концертного зала. Если цену в 4 тысячи рублей могут потянуть и местные творческие коллективы, некоммерческие артисты, то аренда зала за 8 тысяч по силам в основном успешным гастролерам.

С точки зрения развития культуры такие условия - несомненный минус, поскольку город лишается «высокого», но малоприбыльного искусства. А местные коллективы - возможности поднять планку, выступив на самой большой сцене.

С точки же зрения бизнеса - шаг оправданный, поскольку даже при меньшем количестве концертов зал способен принести большую прибыль.

Другое дело, что бизнес, похоже, ведется в стиле «калифов на час». При минимальных вложениях (например, отремонтировали сцену) выжимать средства из того, что есть. Помещения концертного зала, даже самые маленькие комнатушки, сдаются в аренду под офисы. Обживаются здесь и структуры «Белого дома».

До смешного доходит - нет даже грим-уборной. Для Витаса, одного из последних «звездных» гостей «РД», гримерку пришлось соорудить прямо в кабинете директора - а негде больше!

Как следствие, заметно сократилось количество концертов в «Русском доме». Еще и оттого, что здесь отсутствует как явление комплексное обслуживание артистов. За внесенную сумму «концертная бригада» получает лишь голые стены, сцену и зрительный зал. А организатор концерта мечется по городу: в одном месте заказывает нормальную аппаратуру, в другом - транспорт, в третьем - афиши и рекламные ролики.

Почему не объединить весь комплекс услуг под одной «крышей» и не зарабатывать на этом? Потому что проще сдать помещения под офисы в аренду. А в самом зале проводить какие-нибудь не требующие больших усилий, новой аппаратуры, оформления сцены мероприятия - вроде конференций.

«Звезд» и по телевизору прекрасно видно. А таланты сами себе дорогу как-нибудь пробьют.