Встать! Знания идут!

№45 (322) от 12 ноября 2003 г.

Встать! Знания идут!

Уже второй год в 21-й школе Череповца идет необычный эксперимент: дети учатся стоя.

Второклашки весело занимают свои места в классе. Одни садятся, другие встают возле парт, облокачиваясь на специальные конторки. Минут через 20 по жесту учителя меняются местами.

«До этого эксперимента здоровье учеников катастрофически ухудшалось, - рассказывает завуч по учебно-воспитательной работе школы №21 Ирина Успенская. - Большие нагрузки: к программе добавлены пять часов английского в неделю. У ребенка перегружена нервная система...»

С перенапряжением, ухудшением зрения, плоскостопием, искривлением позвоночника решили бороться необычным способом - пусть школяры занимаются не только сидя, но и стоя. «Это необходимо, чтобы избежать утомления, - утверждает школьный психолог Варвара Шилова. - Когда только сидишь, идет напряжение на позвоночник, а ему надо давать разгрузку».

Сделали специальные кафедры-«конторки», подогнанные под рост каждого ученика. Угол наклона «конторок» регулируется для профилактики близорукости. А стоят дети без обуви на массажных ковриках, заменяющих ортопедические стельки.

В эксперименте участвуют пять классов - три первых и два вторых. В карты здоровья заносят результаты обследования ребят в начале и конце года. Первый год нестандартной учебы дал обнадеживающие результаты. «Обычно дети адаптируются к школе от полутора до шести месяцев, - рассказывает Варвара Шилова, - а у нас через полтора месяца 95% первоклашек полностью привыкли к ней».

Как отмечает психолог, к концу первой четверти у «экспериментальных» школьников не было тревожности, и, несмотря на интенсивные занятия, они почти не устают. Зрение в основном не снизилось, нет учеников с ухудшением осанки.

Впереди у 21-й школы еще три года оздоровительного эксперимента.

комментарии

Зав. кабинетом практической психологии Вологодского института развития образования Татьяна Крылова:

- В основе эксперимента - переключение внимания детей, чтобы они, занимаясь, не уставали. Плюс еще и в том, что некоторым школьникам удобно воспринимать информацию стоя. Так как ученики имеют возможность перемещаться, они чувствуют себя более свободно, что снижает напряжение.

Однако в момент, когда учитель переключает внимание детей, некоторые ученики еще, возможно, не устали, у них пик работоспособности. Главная трудность в том, что педагог может не уловить момент, когда ребенок утомился и необходимо переключение внимания.

Зав. отделением травматологии детской областной больницы Валентин Росляков:

- Методика, используемая в Череповецкой школе №21, служит профилактике сколиоза. Ребенок не все время сидит, после смены положения меняется нагрузка на группы мышц: на одни возрастает напряжение, на другие - снижается. Это своеобразная разрядка.

А ребристые коврики тренируют мышцы подошвы, что очень полезно для профилактики плоскостопия.

на фото 1: Пол-урока - сидя, пол-урока - стоя. И всем очень нравится!

на фото 2, 3: Психолог Варвара Шилова (сверху) и завуч Ирина Успенская довольны результатами оздоровительного эксперимента.