Воздух выдержит только тех, кто верит в себя!

№45 (322) от 12 ноября 2003 г.

Воздух выдержит только тех, кто верит в себя!

Вологжанин Игорь Комель будет в первой команде россиян, что поднимутся на воздушном шаре над Южным полюсом.

Вечные льды уже испытали воздухоплавателя: Игорь прилетал в Антарктику в честь еще одного любимого города - Петербурга.

Еще в минувшем декабре наш земляк вместе с парашютистом-каскадером Сергеем Арнаутом из Москвы, пилотом воздушного шара Виталием Ненашевым из Железноводска и режиссером-оператором Петром Мурашовым (тоже москвич) посвятили свой полет 300-летию северной столицы.

Питер отблагодарил совсем недавно: в конце октября весь экипаж воздушного шара наградили медалями «300-летие Санкт-Петербурга», а фото команды поместили в музее города, что в особняке Румянцевых.

«Поднять воздушный шар при скорости ветра 14 метров в секунду - это экстремально в кубе!» - улыбается Игорь. Профессиональный пилот воздушного шара. 32 года. Почти двадцать из них провел в Вологде, где вырос, закончил 28-ю школу, и где живут его родители и друзья. Сам обитает в Москве, хотя правильнее будет сказать - по всему миру.

Чилийское братство

Самый впечатляющий из всех подъемов - антарктический - оказался для наших и самым каверзным.

Во-первых, путь к ледяному континенту неимоверно долгий. «Многие думают, что можно прямо из Москвы на Южный полюс лететь на воздушном шаре. Но это невозможно», - объясняет вологжанин: ведь шар очень зависим от погоды, особенно от силы и направления ветра. Да и расстояние слишком велико.

Поэтому путешественникам пришлось сначала лететь на самолете из Москвы в Париж, потом 14 часов - в Буэнос-Айрес, потом в Сантьяго, а из столицы Чили - на южную оконечность страны в город Пуанта-Аренос. Оттуда в Антарктиду россиян должна была доставить частная авиакомпания из США.

Время шло, а самолет за нашими все не прилетал. Оказалось, американские власти порекомендовали фирме найти удобный предлог, чтобы отказать путешественникам. Об этом ребятам сообщили русские летчики, по контракту работавшие на ту самую авиакомпанию.

Выручили местные. «Чилийцы вообще к русским хорошо относятся, - рассказывает Игорь. - А узнав, что нам чинят преграды, и вовсе сказали: «Назовите любую точку земного шара - перебросим». И действительно, одна чилийская авиакомпания доставила их на небольшом самолете в Антарктиду.

И только вверх!

В Антарктиде декабрь - один из самых теплых месяцев: температура держится около нуля. А вот ветер оказался очень сильным. Но экипаж воздушного шара цветов российского триколора решил все равно подниматься: на этой суровой земле лучшей погоды можно было и не дождаться.

При штормовом ветре удалось подняться только на высоту около 7-ми метров. Но, по международным меркам воздухоплавания, такой полет считается состоявшимся. Это случилось 29 декабря 2002 года в 10 утра.

Чтобы шар не унесло ветром, его помогали держать на веревках полярники с нашей станции Беллинсгаузен. «Представьте себе 1000 зонтиков при огромном ветре, и их нужно обязательно удержать. Вот так же трудно было удерживать шар, - рассказывает Игорь Комель. - А когда мы поднялись, ощущение было только одно - эйфория!»

Боже, храни

полярников!

«По международным соглашениям ни одно государство в мире не может устанавливать в Антарктиде свои законы. А на деле за рубежом мы уже покупали карты, где материк расчерчен на зоны влияния - чилийская, американская, российская... - говорит Игорь и после паузы невесело замечает. - Из наших одиннадцати станций «в живых» осталось только пять. Финансирование плохое. База Беллинсгаузен, на которой мы были, рассчитана на 50 человек, а живут на ней только восемь. Очень хорошие ребята, отважные и гостеприимные».

А наших зимовщиков в Антарктиде любят даже пингвины. Птицы боятся морских львов, а львы - человека. Вот пингвины и стараются при малейшей возможности держаться поближе к полярникам.

«Пингвины симпатичные, но кричат противно и воняют рыбой», - морщится Игорь. По его словам, суровая земля буквально околдовала воздухоплавателей: «Таких красок, как там, нигде больше не увидишь. Снимков мы много привезли, но фото все-таки немного искажает цвета... Там такое море, заполненное льдами, и сухой мох, и скалы, и небо совсем другое».

Вологжанин планирует вместе с экипажем вернуться на Антарктиду и достичь Южного полюса. Зачем? Объясняет просто: «Без подъемов на воздушном шаре я не могу: я так выражаю свои чувства. Я так знаю, что не зря живу на Земле».

Из досье «Премьера»:

Современный тепловой шар изготовлен из нейлона и заполняется продуктами сгорания пропана, а не водородом, как в повестях Жюля Верна. Поэтому сегодня воздухоплавателям не нужно брать балласт: высота регулируется пламенем газовой горелки. Корзина воздушного шара (изготовлена из стеблей ротанга) обычно рассчитана на четырех человек.

P.S. В заголовке использованы строчки из песни «Наутилуса».

на фото 1: Они поднимаются по всему миру. Здесь - на Эльбрусе.

на фото 2: В честь 300-летия Петербурга Игорь (слева) с товарищами привез в Антарктиду флаг северной столицы.

на фото 3: Маршрут воздухоплавателей.

3
0