Темные лошадки

№52 (329) от 31 декабря 2003 г.

Темные лошадки

Многие таксисты работают на хозяев «вслепую», не зная, что их подставляют.

Увидев «корочки» проверяющих, водитель «Жигулей» стал послушно объяснять: «Сам я не местный, работаю второй день. На кого — пока не знаю...»

56-летний Александр Иванович, которому 24 декабря «посчастливилось» везти инспекторов, не смог предъявить ни путевого листа, ни лицензии, ни договора найма. А когда он попытался связаться с диспетчером по рации, то в ответ на слово «проверка» связь оборвалась.

«Обычно дело, — прокомментировал зам. начальника отдела автодорожного и федерального транспорта Вологодского отделения российской транспортной инспекции Валерий Попов. — Хотя некоторые хозяева, наоборот, приезжают на «Мерседесех» и начинают распоряжаться: «Ничего не подписывай, никого не слушай...»

Один пишем, два — в уме...

Подобные проверки вологодского такси сотрудники транспортной инспекции, городского УВД и налоговой инспекции проводят совместно ежемесячно, выявляя немало грубых нарушений.

«Вот вроде бы легальные перевозчики, — Валерий Попов разворачивает рекламную газету, где целая полоса отдана услугам такси. — Из них только 3 — 4 крупных, которые на рынке уже давно, все остальные — мелкие. Все фирмы сообщают в рекламе, что работают круглосуточно. А на деле, например, у фирмы «Люкс» получена лицензия и другие нормативно-правовые документы только на одну машину, у такси «Драйвер» — на две.

Но в ходе проверки оказывается, что «круглосуточно» работают не одна и не две, а несколько машин, но без соответствующих документов. Это значит, что у «нелегалов» нет страховой и путевой документации, не пройден гостехнадзор и не соблюдаются требования по обеспечению безопасности движения».

В общем, все уловки владельцев таксофирм имеют одну цель — уйти от налогов. Однако за работу водителя без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ему грозит штраф от 5-ти до 20-ти «минималок» (она по-прежнему 100 рублей), а за работу без лицензии — от 20-ти до 25-ти для граждан и от 40- до 50-ти — для должностных лиц. Кажется, что дешевле получить лицензию за 1000 рублей (сроком на пять лет), чем платить штраф, но многие таксисты-нелегалы думают иначе — лучше рискнуть, но хапнуть больше.

Крепостные колеса

«Хозяева берут 25% от выручки и еще 300 рублей в месяц какого-то налога», — объяснял проверяющим таксист Александр Иванович. «Какой налог, если вы даже не зарегистрированы как работник фирмы?» — махнули рукой инспектора. Дело ясное: хозяин не дал водителю никаких документов, которые связывали бы его с фирмой — ни договора найма, ни путевки, ни лицензии. Поэтому, если таксист «попадется», ответственность ляжет на его плечи: и суд по делу о незаконном предпринимательстве, и штраф... Дельцы таким образом постоянно подставляют своих водителей.

«Я ведь раньше работал токарем, но стало невмоготу стоять у станка — стали сильно болеть ноги — вот и решил найти работу таксиста, — рассказывал проштрафившийся водитель. — А эта фирма оказалась ближе к дому... Я ведь еще даже толком не разобрался, на кого работаю, какие бумаги нужно иметь». Все это теперь ему придется объяснять мировому судье. А предприниматель снова даст объявление о поиске рабочей лошадки «с личным л/а».

на фото: Таксисту только что предъявили удостоверение налоговой...