Ну, погоди!..

№10 (391) от 17 марта 2005 г.

В супермаркете так много всего, что просто глаза разбегаются...

Магазинные воришки, фотографии которых красуются на доске позора в вологодском супермаркете «Макси», написали жалобу в прокуратуру. Как ни странно, но закон — на их стороне…

«Эта доска позора — как зонтик против танка, — говорит руководство «Макси». — Все равно они воруют». Они — это магазинные воришки. Многочисленные Зайцы, за которыми охотится Волк­Супермаркет.

Самый настоящий сериал «Ну, погоди!» уже несколько лет разворачивается в вологодских супермаркетах. Вот только характеры главных героев в жизни перепутались: совсем не белый и не пушистый народ тащит, что приглянется, а собственники взывают к совести и пытаются его отучить от этой пакостной привычки.

В ход идут магнитные нашлепки, попискивающие при выносе товара, видеонаблюдение за торговым залом, консультанты, которые стараются не выпускать из вида покупателей… Однако количество краж не уменьшается, а растет.

Врешь, не унесешь!

Процент краж таков, что один известный вологодский бизнесмен, владелец нескольких продуктовых магазинов, ознакомившись с этими цифрами, отказался от мысли переделывать свои помещения в магазины самообслуживания. «Это какую же наценку нужно делать на товары! — сказал он нам. — Никто такие дорогие продукты покупать не будет».

Для супермаркета «Макси», который позиционирует себя как магазин с невысокой наценкой, борьба с кражами наиболее актуальна. Поэтому они и начали фотографировать людей, задержанных с неоплаченным товаром. Фотографировать зачастую насильно. Хорошо одетые мужчины и женщины молят о том, чтобы руководство не сообщало о промахе на работу. Оправдания, ругань, слезы…

Театр продолжался, пока с неоплаченным товаром не попался сын одного из редакторов вологодских газет. Папа позвонил в супермаркет и потребовал, чтобы фото сына сняли с доски позора. «Он просто забыл заплатить, — говорил заботливый родитель. — Я своего сына знаю».

«Макси» не сдался — у него таких забывчивых целая доска — и не стал снимать изображение сына авторитетного деятеля. Тогда в газете папы появилась разгромная статья, где «Макси» был изображен зарвавшимся Волком, хватающим в погоне за прибылью ни в чем не повинных детей и стариков…

Кульминацией схватки супермаркета и очередного Зайца стала жалоба в прокуратуру. И это был удар точно в цель! Зам. прокурора Вологды Андрей Дружинин не постеснялся в выражениях, комментируя жалобу одному из вологодских информагентств. Он сказал, что если будет доказан факт насильственного фотографирования, то супермаркет привлекут за административное правонарушение. А за доску позора торговцев ждет наказание за самоуправство.

А уже сфотографированным воришкам Дружинин посоветовал… обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства! Мол, заплатить за товар забыл, а обиду помню… В «Макси» потери от краж тоже не забывают — люди не дают им расслабиться. «Мы доску не снимем», — серьезно сказали нам в супермаркете.

Если конфликт будет развиваться в таком направлении, дело может закончиться хитроумным процессом в суде. Материалы на «Макси» направлены в УВД Вологды.

Зайцы­профессионалы

Обвинения в том, что «Макси» не жалеет детишек и стариков, забывших заплатить за товар, в супермаркете отвергают. «В основном у нас воруют приличные люди, — говорят там. — Одеты хорошо, работают в приличных местах». Особенно им запомнилась женщина, которая просила: «Делайте что хотите — фотографируйте, в милицию звоните. Вот только на работу в «Сбербанк» не сообщайте».

Со стариками тоже ситуация интересная. «Одна бабушка каждый день ходила к нам как на работу и постоянно воровала что-нибудь», — рассказывают в «Макси». Что удивительно — воровала вовсе не продукты первой необходимости. Нашивала карманы под одежду и набивала их дорогим кофе.

То, что чаще воруют вовсе не те, кому купить еды не на что, подтверждают и исследования на Западе. Кражи в супермаркетах давно уже стали хобби и источником адреналина. В московской сети «ИКЕА» тупо обыскивают покупателей у касс на предмет соответствия покупок чекам. Воришками оказываются милые интеллигентные люди. Основная причина воровства: купить небольшой подарок для дома очень хочется, но платить «такие» деньги за «такую простую штучку» рука не поднимается.

«Да, мы понимаем, что у многих нервы не выдерживают при виде такого количества красивых продуктов», — говорят в «Макси». Это обратная сторона медали завлечения покупателя, который не может отказаться от вещицы в руках. Ведь козырь супермаркетов — доступность товара.

В прокуратуре называют эту «Доску позора» самоуправством. А в «Макси» считают, что это действенный метод борьбы с воришками.

В «Макси» считают, что причина воровства — не только в нервах, а и в пробелах Закона, который ограничивается штрафом за мелкую кражу до 600 рублей. Логика проста: если «забудешь» заплатить за нарезку и банку хорошего кофе, то тебя не посадят. А лишь заставят заплатить штраф, оплатить украденное, составят протокол, погрозят пальчиком и — до свидания! Точнее, до скорой встречи!

Чужие среди своих

Впрочем, супермаркеты обворовывают не только покупатели, но и свои работники. Потери торговых сетей, по данным Европейского института торговли, распределяются так: 20-25% приходится на брак, 20-25% воруют покупатели, 20-30% — кассиры, 20-40% — кражи остального персонала. Грузчики не хотят работать на голодный желудок и едят товар в каптерке, кассиры сговариваются со своими знакомыми, и те проносят товар под пуховиками…

В «Макси» пытаются бороться и с этим явлением. Говорят даже, будто бы там проверяют своих служащих на детекторе лжи. Правда, в самом супермаркете давать комментарии по этому вопросу отказались. Хотя разве можно бороться какой-то машиной против народа, который считает как кот Матроскин: «У меня дядя на гуталиновой фабрике работает, у меня этого гуталина — во!»

Парадокс краж в супермаркетах в том, что крайними все равно остаются честные покупатели. Именно они платят за нечистых на руку кассиров, грузчиков и покупателей, покупая продукты с наценкой, куда заранее включен процент возможного воровства.

9
0