Дорога раздора

№14 (395) от 14 апреля 2005 г.

Куда заведет конфликт из-­за узкоколейки?

В Тотемском районе развернулась нешуточная битва за 80 километров узкоколейной железной дороги.

Отношения выясняют «Корпорация «Вологдалеспром» и местное предприятие «Тотьмалесэкспорт».

В прошлом году «Вологдалеспром» выкупил эту узкоколейку на аукционе за 1,6 млн. рублей и уже перепродал ее третьим лицам. Ходят разговоры, что дорогу хотят демонтировать и сдать в металлолом.

Если это произойдет, «Тотьмалесэкспорт» лишится транспортной магистрали. Кроме того, три лесопромышленных поселка — Советский, Октябрьский и Крутая Осыпь, где живут более 1000 человек, будут отрезаны от внешнего мира.

Лакомый кусок

Впервые интересы «Тотьмалесэкспорта» и «Вологдалеспрома» пересеклись в середине 90-х. Тогда «Вологдалеспром» завладел контрольным пакетом акций Тотемского леспромхоза (сейчас — «Тотьмалесэкспорт»), убедив тотьмичей, что будет помогать развитию их предприятия. И действительно, вскоре в леспромхозе появилась новая импортная техника, взятая «Вологдалеспромом» в кредит. Правда, этот кредит районные лесники гасили сами. К тому же по договору они не имели права самостоятельно продавать лес. Сделки осуществлялись через «Вологдалеспром».

Леспромхоз своевременно рассчитывался по кредитам, однако на погашение налогов денег не хватало. Начались полугодовые задержки зарплаты — и в мае 1997-го рабочие вышли на забастовку. В то время директором Тотемского леспромхоза стал Василий Поповский.

«Хотя президент «Корпорации «Вологдалеспром» Алексей Полысаев убеждал, что будет нам помогать, денег на зарплату давать упорно не желал, — рассказывает Поповский. — И я решил сам заключить контракты с российскими и финскими компаниями. Полысаев увидел, что мы начали без его участия зарабатывать деньги, и потребовал вернуть технику, купленную нами в кредит».

Довести до инфаркта

А потом леспромхозу предложили взять в аренду ту самую «кредитную» технику, которую «Вологдалеспром» у них же и забрал. Цену за ее аренду взвинтили порядочную.

«Вологдалеспром» сделал все, чтобы наше предприятие находилось в предынфарктном состоянии, — считает Василий Поповский. — Мы были постоянно им должны».

Понимая, что организация может стать банкротом, Поповский договорился с бывшим главой района Винокуровым о создании на базе леспромхоза нового предприятия. Так появилось сначала «Тотьмалес», а затем ОАО «Тотьмалесэкспорт». Новой фирме пришлось выкупать оборудование у «умершего» леспромхоза — фактически у самого себя.

Зато «Тотьмалесэкспорту» удалось погасить прежние долги, заключить новые договоры — и дела пошли в гору.

Ничья дорога?

Узкоколейная железная дорога находилась на балансе Тотемского леспромхоза, и муниципалитет предложил «Тотьмалесэкспорту» не выкупать ее, поскольку, кроме лесников, она никому не была нужна.

«Мы договорились с главой района, что деньги, которые мы могли потратить на покупку УЖД, пойдут на развитие предприятия, — объясняет Василий Поповский.

Но тут скончался глава района Винокуров, занимавший лояльную позицию по отношению к лесникам. А с приходом нового градоначальника — Вячеслава Попова «Вологдалеспром» вновь стал проявлять интерес к бывшему леспромхозу. По странному стечению обстоятельств, именно в то время на «Тотьмалесэкспорт» одна за другой нагрянули проверки: налоговая полиция, КРУ… «Я тогда им сказал: если придете с решением суда, где будет сказано, что я действительно нарушил закон, — сразу уйду. А без судебного решения вам тут нечего делать», — говорит Поповский.

Гром для «Тотьмалесэкспорта» грянул в середине прошлого года, когда новые районные власти решили продать узкоколейку. Вместе со всей техникой ее выставили на аукцион, участвовали в котором лишь «Тотьмалесэкспорт» и «Вологдалеспром». При стартовой цене в 1 млн. рублей «Тотьмалесэкспорт» смог предложить за дорогу всего 1,5 млн. «Вологдалеспром» дал на 100 тысяч рублей больше — и стал владельцем узкоколейки.

У самого Василия Поповского есть сомнения по поводу законности этого аукциона, поскольку УЖД не принадлежала администрации района.

Неуемный аппетит

Точки кипения конфликт достиг в феврале, когда были предприняты первые попытки демонтажа дороги. К тому времени организацию «Тотьмалеспром» взяло под свое крыло вологодское ООО «Августин». За пару месяцев бойцы охранного предприятия, принадлежащего «Августину», не раз сталкивались в Тотьме с охранниками «Вологдалеспрома», руководил которыми бывший начальник областной ГАИ Сергей Костылев.

Странно, что демонтировать узкоколейку пытались работники «Вологдалеспрома», хотя Алексей Полысаев уверял Василия Поповского и директора фирмы «Августин» Олега Мехеденко, что продал дорогу частным лицам.

После нескольких попыток разобрать узкоколейку в Тотемской райадминистрации поняли, что дело приобретает неприятный оборот, и попытались разрешить конфликт за столом переговоров. На встречу пригласили Алексея Полысаева, Василия Поповского и Олега Мехеденко. Однако, по словам Мехеденко, Полысаев занял упертую позицию: либо он сдает дорогу в металлолом, либо противная сторона платит ему за нее уже 25 (!) млн. рублей.

«Мы пытались воззвать Алексея Полысаева к здравому смыслу и умерить его аппетиты, — говорит Олег Мехеденко. — Но у него получается, как с зарплатой. Раз выдали квиток, где указана определенная сумма, попробуй выдать хоть на копейку меньше. Он уже посчитал, сколько заработает на дороге. Ему наплевать на район, хотя и уверяет, что сам — коренной тотьмич. И вообще все это походит на нормальный такой, стопроцентный шантаж».

Примечательно, что похожая ситуация была несколько лет назад в Великоустюгском районе, где при содействии «Вологдалеспрома» демонтировали узкоколейку Сусоловского леспромхоза. Сейчас остатки этого «умершего» предприятия «Вологдалеспром» продает за 25 млн. рублей.

«Поповский недостоин этой земли»

Президент ОАО «Корпорация «Вологдалеспром» Алексей Полысаев:

— Если Поповский считает, что аукцион был проведен незаконно, почему он сам принял в нем участие? Я, например, вообще считаю, что Вася (имеется в виду Василий Поповский) живет на земле незаконно, потому что он недостоин этой земли. Что касается Тотемской УЖД, то мы ее купили, мы и продали месяца полтора назад, и больше не являемся ее собственниками. Наших ребят там больше нет.

— А как же Сергей Костылев, который появлялся на УЖД совсем недавно?

— Сергей Николаевич преследует интересы не железной дороги, а другого имущества, которое мы пока не продали. Мы продали только саму дорогу, а тепловозы и многое другое имущество до сих пор наше. На протяжении полугода мы вели переговоры с властями и с Поповским, чтобы он платил нам деньги за аренду дороги, но на сегодня он не заплатил ни копейки. А зачем нам имущество, не приносящее никакой пользы? Мы коммерческая структура, а не благотворительная фирма, которая будет Поповского до смерти докармливать.

— Говорят, после покупки Ваша организация хотела разобрать дорогу и сдать ее в металлолом. А как же интересы местных жителей, для которых УЖД — единственная связь с внешним миром?

— А как же наши интересы? У нас такие же простые люди, как и в Тотьме. Мы ведь за дорогу деньги заплатили. Сейчас ее перепродали, и что будет дальше, — не знаю. Это проблема новых собственников, а не моя. Но если бы они надумали ее разобрать, то, наверное, уже бы разобрали.

— Говорят, Вы предлагали «Тотьмалесэкспорту» купить дорогу уже за 25 миллионов. Это правда?

— Мы ни с кого ничего не требовали. Кто предлагал, я не знаю.


Ищите офис для работы или наоборот хотите продать свой? Хотите чтобы это стало для вас выгодно и прибыльно? На нашем сайте www.fprk-partner.ru представлена коммерческая недвижимость. Читайте объявления более детально, узнавайте стоимость коммерческой недвижимости, размещайте свои объявления и вы получите то, что вам нужно!

29
0