Рухнувшие небеса

№14 (395) от 14 апреля 2005 г.

Вертолет упал в считанных метрах от областной больницы на Пошехонке.

Лишь несколько десятков метров отделили 9 апреля от «11 сентября». В минувшую субботу прямо у стен областной больницы разбился вертолет. Погибла 16-­летняя школьница.

До 12­-этажного корпуса клиники, где находились несколько сот человек, оставалось не больше 30 метров.

Сначала очевидцы услышали жуткий гул. Медперсонал буквально прилип к окнам, наблюдая ужасающую картину. Некоторые медсестры ложились на пол и закрывали голову руками, вспоминая американскую трагедию 11 сентября.

В считанные секунды у вертолета, зависшего во дворе больницы над территорией продуктового хранилища, стали отваливаться лопасти, с визгом разлетаясь в разные стороны. Через мгновение от корпуса отделилась хвостовая часть, улетев на несколько метров вперед. Сам корпус «вертушки» с высоты примерно 4-го — 5-го этажа рухнул на землю и задымился.

Уже через несколько минут появилась первая скупая информация, что командир экипажа вертолета совершал вынужденную посадку, спасая жизнь 16-летней школьницы, неудачно прыгнувшей с парашютом. Сам командир с травмами был доставлен на отделение черепно-лицевой хирургии областной больницы. Но девочку спасти не удалось.

Она мечтала о небе

Первый прыжок Вики Обваленичевой стал последним.

23 марта 16-летняя Вика Обваленичева прибежала домой невероятно возбужденной. «Мам! — закричала она с порога. — Я в аэроклуб записалась!» Ни мама, ни отчим не знали, что новое увлечение их девочки через две недели обернется трагедией…

Вика всегда была непоседой. То в спортивную секцию запишется, то в клуб речников «Меридиан», где она усердно занималась пять лет, неизменно каждое лето ходила в «серьезное» плавание и в совершенстве знала речную и морскую навигацию.

Объявление о наборе на занятия по парашютному спорту девушка увидела в коридоре здания учебного комбината, куда она регулярно ходила вместе с одноклассниками. Новобранцам аэроклуба сразу объяснили, что заниматься на курсах и тем более прыгать с парашютом можно только с разрешения родителей. «Вика и принесла такое разрешение», — уверяет Наталья Фролова — директор 7-й школы, где в 10 «В» классе училась Виктория Обваленичева. И классный руководитель девочки Татьяна Шилова тоже знала, что такая бумага существует. Однако мама Вики, Ирина Обваленичева, никакого разрешения не подписывала.

«Ничего мы не подписывали, — говорит отчим Вики, Николай. — То, что Вика ходит заниматься в аэроклуб, конечно, знали, и что на аэродром ездила, тоже. Но даже не подозревали, что несовершеннолетнего ребенка можно поднять в небо и выбросить с парашютом после двухнедельной подготовки!»

А прыжка Вика ждала. И даже два раза ездила вместе с ребятами в поселок Дубровское под Вологду, где обычно прыгают парашютисты, но… Ветер тогда был слишком сильный, и детей не отпустили в небо.

Третий раз Вика засобиралась на аэродром 9 апреля. Родителям сказала, что вернется часам к 16-ти, а может быть, и раньше. Но ни к четырем вечера, ни к пяти девочка домой не вернулась. Обеспокоенные Ирина и Николай сели в автомобиль и поехали в Дубровское. Они уже почти достигли аэродрома, как раздался звонок на мобильник. Звонила лучшая подруга Вики, Зина Устинова: «Тетя Ира, приезжайте в больницу, там Вика…»

Свою единственную ненаглядную голубоглазую девочку Ирина Обваленичева нашла в морге с табличкой «Неизвестная»…

Единственный прыжок

…Самолет «Ан-2», пилотируемый Львом Качановым, поднялся на высоту одного километра, когда инструктор вместе с тремя юными парашютистами, совершавшими свой первый прыжок, покинул воздушную машину. Кроме новичков, в салоне «кукурузника» были еще несколько асов парашютного спорта, они попросили пилота подняться на высоту 3000 метров, чтобы прыгнуть самим. Профессиональные спортсмены удачно приземлились неподалеку от аэродрома, когда «Ан-2» уже заходил на посадку.

А на земле началась непонятная суета. Кто-то скороговоркой отвечал по мобильнику, обещая прислать помощь. Тогда выяснилось, что парашют одной из девушек-новичков Вики Обваленичевой запутался стропами в проводах линии электропередачи. По одной из версий, Вика, видимо, вовремя не дернула кольцо основного купола, у нее раскрылся запасной парашют, с которым девочка не смогла справиться.

Едва посадив «Ан-2», Лев Качанов вместе с командиром парашютного звена Александром Васильевым и двумя работницами медперсонала вскочил в кабину вертолета «Ми-2», стоявшего тут же, на аэродроме. Взревел двигатель, и вертолет взял курс к месту приземления школьников. Больше на аэродроме «вертушку» никто не видел.

«Лев Николаевич поступил так, как на его месте поступил бы любой другой опытный пилот, — считает мастер спорта международного класса Олег Бойков. — У Левы своя дочь чуть старше Вики, и он, понимая, что в такой ситуации дорога каждая минута, принял решение незамедлительно везти девочку в больницу. Ведь сразу никто толком не мог сказать, какие травмы она получила при неудачном приземлении».

Проволочная ловушка

Многие вологжане видели, как небольшой вертолет с надписью «РОСТО» на корпусе низко шел над Вологдой, пролетая над крышами пятиэтажек на высоте около 50 метров. В районе Пошехонского шоссе «Ми-2» сделал несколько кругов и пошел на посадку за 12-этажным зданием областной больницы.

Специалисты уверены, что пилот не заметил алюминиевую проволоку, натянутую между высотным зданием больницы и пятиэтажным корпусом глазного отделения. На фоне грязного снега и проталин ее просто не было видно. Лев Николаевич торопился посадить машину. По версии председателя комиссии по расследованию причин катастрофы Николая Карягова, вертолет запутался в проводах, зацепив их лопастями хвостового и несущего винтов. Причем специалисты утверждают, что оставшийся без хвоста и лопастей вертолет еще упал очень удачно.

Дело в том, что рухнувший «Ми-2» использовался для прыжков спортсменами-парашютистами. И правая боковая дверь «вертушки» для удобства была заблокирована в открытом состоянии. На территории больницы вертолет упал на левый бок, оставив заблокированную дверь открытой. Это помогло людям выбраться наружу за несколько минут (по одним данным, в «Ми-2» было пять человек, по другим — четверо).

Если бы машина завалилась на правый бок, спасательные операции по извлечению потерпевших продолжались бы, возможно, не один час. Впрочем, Вику Обваленичеву, ради которой был организован этот полет, спасать было поздно.

Роковой удар?

Врачи уверяют, что девочку завезли в больницу еще живой. Однако травмы оказались несовместимыми с жизнью. Первоначальный диагноз, поставленный специалистами, сводился к тому, что юная парашютистка получила серьезные электротравмы.

Впрочем, уже в понедельник стали известны предварительные результаты судмедэкспертизы. Они сводятся к тому, что причиной смерти стал разрыв внутренних органов. А это могло произойти и в момент удара вертолета о землю.

Совместно с группой, которая расследует причины падения вертолета, в Вологде работают специалисты, выясняющие обстоятельства неудачного приземления 16-летней школьницы. И уже появляются разговоры, что очень многое в ту субботу складывалось не в пользу Вики. Например, что прыгать с парашютом, особенно новичкам, в тот день вообще было нельзя из-за высокой скорости ветра. Однако, по словам Олега Бойкова, ветер был сильным лишь на большой высоте, а в 100 метрах от земли его скорость не превышала 6 метров в секунду, и приземлиться можно было без проблем.

Во-вторых, как говорит главный врач областной больницы Александр Кузьмин, даже вертолеты санитарной авиации уже несколько лет не приземлялись на территории областной больницы. «За зданием глазного отделения раньше была вертолетная площадка, однако закрыли ее в 1988 году, поскольку она не соответствовала нормам», — рассказывает Александр Григорьевич.

А поскольку площадка не была приспособлена для посадок вертолетов, между высотным зданием больницы и глазным отделением несколько лет назад натянули провода радиосвязи.

Вертолет упал на землю с высоты примерно 4-­го – 5-­го этажа.

Впрочем, председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Николай Карягов считает, что, если бы не злополучные провода, пилот запросто мог посадить вертолет на площадке за зданием больницы. К тому же, как рассказали специалисты спортклуба, Лев Качанов — один из опытнейших пилотов клуба, налетавший огромное количество часов на самолетах и вертолетах.

Точные причины катастрофы вертолета, по словам Николая Карягова, станут известны только через месяц. Кстати, именно Николай Анатольевич менее чем полгода назад возглавлял комиссию по расследованию причин катастрофы спортивного самолета «Як-52» в небе над поселком Фетинино. Тогда трагически погиб руководитель Вологодского аэроспортклуба Георгий Крашенинников.

На совершенно логичный вопрос, будет ли в связи с последними событиями обсуждаться вопрос о дальнейшей деятельности Вологодского аэроспортклуба, Николай Анатольевич ответил уклончиво. «Что будет с клубом, решать не мне, — сказал он. — Хотя судьба любого клуба в Москве постоянно обсуждается…»

11 апреля в коридоре 7-й вологодской школы появилась фотография Вики Обваленичевой, а все уроки начинались с минуты молчания. Похороны Вики назначены на 12 апреля, похоронят школьницу на маленьком деревенском кладбище неподалеку от Лисицынского карьера.

А в 9 часов 40 минут утра в этой школе прозвенел последний звонок. Для Вики. Учителя и ученики договорились дать его в память о смелой десятикласснице, которой так хотелось покорить небо…

30
0