Глоток настоящего

№14 (395) от 14 апреля 2005 г.

Открывшая шоу Тамара Сидорова стерла грань между сценой и залом.

Музыканты фестиваля «Мамакабо» привезли в Вологду музыку, которую нигде больше не услышишь, а, услышав, — не забудешь.

8 апреля публика в гардеробе «Русского дома» напряженно обсуждала — а что будет там, на сцене? Начало концерта задержали почти на полчаса.

Томясь в духоте, люди спрашивали друг у друга: «Кто-нибудь слышал, кто такой Иван Смирнов? А Тамара Сидорова?»

Никто толком не знал. Музыкантов, заявленных в афише, просто негде послушать, а в программках про них рассказано такими общими фразами, что этими же текстами можно охарактеризовать еще сотню артистов. Видимо, из-за недостаточной «раскрутки» полного зала не набралось. И совершенно зря. Когда зрители уже расходились после концерта, то один, то другой жаловались — мол, жалеем, что не привели своих друзей и знакомых.

Музыканты, приехавшие на всероссийский фестиваль «Мамакабо», успели переиграть чуть ли не со всеми известными исполнителями и группами страны — от Игоря Николаева и «Голубых гитар» до «ДДТ» и «Арсенала». А продюсер фестиваля Тимур Ведерников получил широкую известность как исполнитель роли Квазимодо в мюзикле «Нотр-Дам».

Однако имена Иван Смирнов, Дмитрий Четвергов, Тамара Сидорова, Дмитрий Малолетов, группы «Грассмейстер» и «Бадлоv» не услышишь в эфире популярных радиостанций и редко увидишь по ТВ. Их музыку называют «неформатной» и «некоммерческой» и почти не берут в эфир, забитый однообразной попсой.

Тамара Сидорова оказалась исполнительницей популярных в свое время хитов «На танцующих утят быть похожими хотят…», «Ах, карнавал — удивительный мир» и виртуозной скрипачкой. Задолго до Ванессы Мэй она соединила классический стиль игры с современной подачей музыки.

Тамара выступала первой. Именно она растопила лед между исполнителями и вологжанами. Для «русской Ванессы», сейчас, кстати, больше выступающей в Европе, не было грани между сценой и залом. Скрипачка словно сливалась со скрипкой, страстно кричала и томно стонала вместе с ней, шалила, как озорная девчонка, выходила в зал и играла конкретным людям, а то и усаживалась в зрительское кресло в рядок со своими слушателями. После нее зрители поняли — сейчас станет еще жарче!

И музыканты выкладывались так, будто играли на палубе «Титаника». За один вечер — вживую волынка и «Шизгара» на гармошках, виртуоз Дмитрий Малолетов и Андрей Козловский с четверостишьем вечера — «Нас всех иногда посылает страна На славу, на подвиг, на всякое на…»

Дмитрий Малолетов владеет «фортепианной» техникой игры на гитаре.

А в конце концерта еще и смешные до «надорвешь животики» «Бадлоv» с их энергичной, ни на кого другого не похожей музыкой и сумасшедшими текстами на украинском языке. Про то, что «в кармане семочки, здрасьте, девочки», про то, как коварная обманщица говорила, что «кохала», а сама «брехала»…. «Гениальные идиоты», как называют их в музыкальной прессе, заразили зал безумным хохотом над каждой строчкой.

За два дня на сцене «Русского дома» можно было увидеть целую плеяду признанных гитаристов. Среди них гитарист-универсал Дмитрий Четвергов, Дмитрий Малолетов, один из немногих профессионалов в мире, владеющий «фортепианной» техникой исполнения (струны не щиплют, а ударяют по ним, как по клавишам, обе руки при этом на грифе) и Иван Смирнов. Пусть мало кто из зрителей знал, что Смирнов назван критиками в пятерке лучших ныне живущих гитаристов мира, стоило ему заиграть, и без критиков стало ясно. Его акустические композиции с кельтскими мотивами, с речитативами, напоминающими русские частушки, с элементами фламенко и классики довели зал до экстаза.

Внешне похожий на Мика Джаггера, Иван обладает столь же ярко выраженной сексуальностью, не зависящей ни от движения, ни от жеста, живущей где-то глубоко внутри и вырывающейся с каждым акустически-бархатным аккордом. Ему не надо даже вставать с места (акустику играют, как правило, сидя), достаточно окинуть зал взглядом, и вот вологжане уже у него в ногах с умоляющим «Браво! Пожалуйста, еще!» И, конечно, было еще, несмотря на проблемы со звуком.

Благодаря «Мамакабо» настоящая музыка гостила у нас два дня. А на третий покинула Вологду. И опять «три кусочека колбаски», «восемнадцать мне уже» и «фабрика звезд» энный номер несется из каждого электроприбора за исключением разве что утюгов и электроплиток. Да только это — как вермишель быстрого приготовления после итальянского ресторана, как «пузырьки лимонада» после глотка настоящего коньяка.

P.S. По словам Тимура Ведерникова, фестиваль «Мамакабо» будет проходить в Вологде ежегодно.

3
0