Внуки Деда Мазая

№16 (397) от 28 апреля 2005 г.

Детей «грузят» на местный «Титаник», который вот­вот отплывет...

Для детей из деревни Шера Сокольского района каждая поездка в школу может обернуться бедой.

«Одного бы чиновника подвезти в нашей лодке — он бы обмочился по дороге!» — гневно восклицает директор Боровецкой средней школы Ольга Корсакова.

Шестеро детей и учительница из Шеры весной и осенью ежедневно рискуют жизнью, перебираясь в школу по Сухоне на старой побитой лодочке. Так продолжается уже 8 лет.

Власти Сокольского района за это время не предприняли никаких шагов, чтобы обезопасить людей. Спасательные жилеты для детей появились только нынешней осенью, причем они были куплены на деньги частного предпринимателя, пожалевшего 7-8-летних малышей. На этого же предпринимателя в Боровецком сельсовете надеются и сейчас: может быть, он поможет и с катером для детей — не сегодня-завтра лодка может развалиться прямо посреди ледяной реки…

Отрезанными от «большой земли» живут около 100 жителей Боровецкого сельсовета (не считая несовершеннолетних детей). Чтобы довезти к ним почту или медицинскую помощь, нужна лодка. А она одна на всех.

«И вода плещет за борт…»

Спасательный жилет вместо портфеля?

«Лодка у нас не очень, дно побито все, — рассказывает 11-классник Максим Обинякин. — Когда погода ветреная, лодка раскачивается, даже вода в нее плещет…» По словам учительницы Галины Писаревой, которая тоже живет в Шере и добирается в школу вместе с детьми, она перед тем как начинается сезон лодочных перевозок, несколько дней не может спать спокойно — тревожится о детях.

А сезон этот занимает около шести из девяти учебных месяцев: с апреля по июнь и с ноября по январь. Летом собирают плотину, и дети добираются в школу по ней, а зимой они переходят Сухону по льду. На «плавание» выпадает самый опасный период.

«Такое суденышко легко может перевернуться, его может быстро затащить под лед, — хмурится госинспектор по маломерным судам Сокольского участка Вологодской области Виктор Арапов. — Это очень опасный участок на Сухоне: течение сильное, вода не замерзает, глубоко…» Самодельная лодка, которую используют для перевозки 8 человек (шестеро детей, учительница и лодочник), по подсчетам Арапова, может перевозить единовременно только троих. «Обычно нас перевозят за один раз, но если сильный ветер, то за два», — говорит Максим.

Все дети назубок знают технику безопасности, в чем регулярно расписываются: во время перевозки на каждого ребенка должен быть один взрослый, обязательно должны быть надеты спасательные жилеты… Но практика оказывается куда сложней теории. Например, Максим сформулировал правило, которое вряд ли записано в брошюре по пользованию водными объектами: «У лодки один бак течет, и маленькие садятся на подтекающий, а старшие на пустой, чтобы лодка не наклонялась. Если сесть по-другому, посадка будет ниже и неровная, можно будет перевернуться».

«Сядем все!»

«Техника безопасности нарушается постоянно, — подтверждает Виктор Арапов. — Там двое взрослых, а детей шестеро. У них семь лет не было спасательных средств — ни круга, ни жилетов… Я не выдержал и отдал школе свой круг и свой жилет, а потом предприниматель Леонид Шонуров купил еще несколько жилетов (но у Максима и учительницы их по-прежнему нет. — О.И.). Случись что — всем будет тюрьма!»

Всем — это директору школы Ольге Корсаковой, главе сельсовета Ивану Папурину и самому Арапову. Директору — потому что именно она числится ответственной за перевозку детей, главе — потому что лодка находится в состоянии, явно не пригодном для перевозки, а Арапову — потому что ему по должности положено лодку арестовать, сельсовет оштрафовать и такие поездки запретить. Чтобы не случилось беды.

Но Виктор Дмитриевич знает, что дети могут не ходить в школу — и им никто не поможет, как не помогали раньше. А Иван Папурин знает, что денег Сокольская администрация все равно не даст, как не дает ни копейки на ремонт дорог сельсовета. «Они сказали, что даже средства на спасательные жилеты у них в бюджете не предусмотрены», — объясняет Иван Николаевич.

Ольга Корсакова лично контролирует, как дети добираются в школу: «Зимой, когда был лед на реке и добираться на лодке было нельзя, лодочник бурил лунки, черпал из них воду и замораживал тропку, чтобы вести детей. И они шли с палками, на каждом шагу проверяя толщину льда…»

В такой ситуации Ольга Григорьевна оказалась «крайней»: ответственность за перевозку детей возложили на школу. Сельсовет, например, долгое время даже не хотел регистрировать лодку — не дай бог, что случится, придется отвечать…

Безумные глаза тонущих

«Не пускать детей и учителя в школу — это же не выход!» — страдальчески морщится Виктор Дмитриевич. Сам он уже второй год пытается этот выход найти. Так, два года назад город искал применение одному своему катеру, и Арапов просил городскую администрацию отдать катер либо школе для перевозки детей, либо спасателям. Но его отдали… одному местному предпринимателю, якобы «на хранение». «Да что там хранить, катер-то исправный! Теперь предприниматель на нем рыбу ловит…» — уверен инспектор.

Не один месяц «Титаник» вынужден курсировать по Сухоне.

Ответа из администрации он так и не получил, зато на словах чиновники, которых он не захотел назвать, заявили ему: «Ты ищешь свою выгоду!» «Выгоду?! — задыхается от возмущения Виктор Дмитриевич. — Да не дай бог кому-нибудь увидеть глаза тонущих людей!»

Два года назад Арапов спас троих утопающих на Кубенском озере и до сих пор не может забыть их безумных глаз. «Они цепляются за край лодки, не соображая, что перевернут ее и себя не спасут и меня утопят. Я отпихиваю их ногой, чтобы удержать равновесие, тащу… — зажмуривается он. — Они потом говорили: «Мы ждали смерти и уже простились с женами и детьми». А на берегу в километре от них стояли люди, все видели и никто даже помощь не позвал…»

Новый катер, подходящий для того, чтобы возить детей, со всем необходимым оснащением стоит около 90 тыс. рублей. Сумма в масштабах области небольшая, но для района, который 8 лет не может заложить в бюджет спасательные средства, астрономическая.

Арапов продолжает добиваться того, чтобы вопрос о помощи детям хотя бы рассмотрели в администрации района. Глава сельсовета Иван Папурин воодушевленно рассказывает, что можно сделать для людей стационарную переправу, висячий мост… Если будут деньги.

…Дети надевают жилеты, у кого они есть, и садятся в лодку: маленькие — на подтекающий бак, большие — на пустой. Максим Обинякин отталкивается ногой от берега, чтобы лодочнику было легче отплывать. Суденышко медленно, борясь со встречным течением, движется к другому берегу.


Мы предоставляем для вас такую услугу, как быстрые междугородние грузоперевозки по очень доступным ценам. Предлагаем вам зайти на сайт sibgazel.ru и прочитать информацию более детально. Мы будем рады вам помочь. Обращайтесь!

7
0