Статичный советник

№16 (397) от 28 апреля 2005 г.

«Статский советник» — это «папино кино».

Побьет ли «Статский советник» по кассовым сборам «Турецкий гамбит» — главная интрига сезона.

Российские блокбастеры из категории «штучного товара» перешли в разряд поточной продукции.

Впервые конкуренцию Голливуду в нашем прокате составили «Антикиллер» и «Бумер». «Ночной дозор», снимавшийся уже специально по «рецепту» западных блокбастеров, обозначил тенденцию и сорвал банк.

Публика голосует кошельком за то, что фильм производит оглушительное впечатление при просмотре и напрочь забывается после выхода из кинотеатра.

«Турецкий гамбит» и «Статский советник», объединенные главным героем, подошли к решению задачи — привлечения зрительских масс, с разных сторон, но вполне в рамках мировой тенденции. Если сравнивать с американскими новинками, «Гамбит» — это «Три икса-2» (клиповый монтаж, спецэффекты, торжество индустрии). А «Советник» — как «Царство небесное» («большой стиль», звезды первой величины, нарочитый архаизм постановки).

«Папино кино»

Этим термином любили щеголять отпрыски «звездных династий» — Денис Евстигнеев, Федор Бондарчук, Валерий Тодоровский на рубеже 90-х, дистанцируясь от «старомодных» творений своих отцов. Но киношная «золотая молодежь» быстро наигралась в авангард и постмодернизм и выдает теперь ультраконсервативную продукцию, превосходя в пафосе и наигрыше даже отцовские творения.

Таков «Статский советник» — «папино кино» в квадрате с большим бюджетом. Младшие — Янковский, Бондарчук, Ефремов, Миронова, Стриженов — пытаются подать отцовские достижения под коммерческим соусом.

И с кассовой точки зрения, думается, все будет оправдано. Пусть режиссер слабенький и явно пускает процесс на самотек. Пусть актерищи с большой буквы — Меньшиков, Михалков, Табаков — играют спустя рукава. Михалков выглядит Генри Баскервилем, а Табаков — все тот же Кот Матроскин, только с бакенбардами. И растерянный Хабенский, которому не объяснили, какой характер он должен воплотить, и он решил не воплощать никакого.

Фокус в том, что даже «левой пяткой» эти люди делают больше, чем сонм пусто-глазых персонажей в «спецэффектных» блокбастерах вроде «Гамбита».

И зритель голосует рублем. Старшее поколение — за привычный, уже подзабытый киноязык. А младшее — за необычную для него, привыкшего к «клиповой эстетике», подачу.

Фандорин против Фандорина

Какой Эраст «переборет» в денежном эквиваленте — вопрос пока открытый. Производителям «Советника», следующего в кильватере «Турецкого гамбита», не пришлось вкладывать столь колоссальные деньги в рекламу. «Первый канал» уже сделал все за них. Слоган «Статского советника»: «Игры закончились. Теперь настоящий Фандорин в деле» — яркий пример «присасывания к брэнду».

В то же время ажиотажного спроса на «Статский советник» явно не наблюдается. Даже в первый уик-энд, самый показательный, в вологодском «Ленкоме» на вечерних сеансах в выходные дни были свободные места. Некоторые региональные прокатчики еще до премьеры заявляли, что не возлагают на «Советника» больших ожиданий.

1
0