Дорога раздора-­2

№18 (399) от 12 мая 2005 г.

Рельсами от тотемской узкоколейки хотят укрепить стены индийских шахт.

В конфликт вокруг узкоколейной дороги в Тотемском районе вмешалось областное Правительство. Однако, несмотря на это, в Тотьме продолжается партизанская война.

Узкоколейку, которая связывает с цивилизацией три лесных поселка, пытаются сдать в металлолом и отправить в Азию.

Нашла коса на камень

Уже больше полугода эта дорога является предметом ожесточенных баталий между предприятиями «Тотьмалесэкспорт» и корпорацией «Вологдалеспром» («Премьер» рассказывал об этом в предыдущих номерах).

В конце 90-х из-за неразберихи, связанной со сменой собственности Тотемского леспромхоза (позже — «Тотьмалесэкспорт»), дорога «потерялась» в документах. А в августе прошлого года райадминистрация выставила ее на аукцион, где «Вологдалеспром» выкупил ее за 1,6 млн. рублей. Когда же «Тотьмалесэкспорт», найдя инвесторов в лице вологодского ООО «Августин», предложил продать им дорогу, руководство корпорации запросило за нее уже 15 млн. рублей.

Позже «Вологдалеспром» через нескольких частников перепродал УЖД Череповецкому ООО «Ресурс». Правда, череповчанам достались только рельсы, а часть имущества узкоколейки (несколько тепловозов и вагонов) «Вологдалеспром» оставил себе. Представители «Ресурса» после приобретения дороги заявили, что собираются сдать ее в металлолом.

Из Тотьмы в Индию

Руководство «Тотьмалесэкспорта» неоднократно призывало районные власти к здравому смыслу, поскольку демонтаж дороги отрезал бы от внешнего мира три лесных поселка, где живет почти 1500 человек. Кроме того, почти 400 рабочих, чья деятельность была завязана на дороге, пришлось бы увольнять. Однако реакция райадминистрации похожа на реакцию страуса, который в случае опасности зарывает голову в песок.

Во время переговоров представители «Ресурса» заявили, что дорогу все равно разберут, поскольку у них уже подписан контракт с Индией. Согласно договору, к лету они должны отправить все рельсы в Азию, поскольку те как нельзя лучше подходят для укрепления стен индийских шахт. В апреле битва за узкоколейку из словесной перепалки переросла в настоящую партизанскую войну: представители «Ресурса» под прикрытием вооруженных охранников питерского предприятия «Ягуар» втихаря выдернули несколько метров рельсов в трех местах дороги. В результате под откос «ушел» тепловоз, перевозивший 6 вагонов с лесом.

После крушения поезда в конфликт вмешались областные власти. Две недели назад представители всех сторон были вызваны на ковер к первому заместителю губернатора Николаю Костыгову. Как пояснил Николай Владимирович, в областном Правительстве не захотели повторения прошлогодней осени, когда спор двух других хозяйствующих субъектов — АРП «Группы «Фокс» и группы компаний «Вектор», не поделивших Сокольский ЦБК, дошел до перестрелки.

Что дальше?

Николай Костыгов распорядился прекратить демонтаж дороги до решения арбитражного суда, который должен установить истинных владельцев узкоколейки. Тем не менее представители «Ресурса» уже на прошлой неделе втихаря стали снова разбирать узкоколейку. Только за два дня на разных участках дороги «выдернуто» почти 2 километра рельсов.

Надо полагать, что момент для продолжения партизанской войны за УЖД ООО «Ресурс» выбран очень удачно. Перед юбилейным Днем Победы властям некогда вмешиваться в конфликт — надо успеть поздравить всех ветеранов. Но когда закончится праздничная суета, может оказаться так, что и контролировать будет уже нечего. И к ветеранам, проживающим в отдаленных лесных поселках, на следующий праздник уже никто не приедет — дороги не будет.

0
0