От заспихи слышу!

№31 (412) от 10 августа 2005 г.

По легенде, императора Александра II в 1858 году вологжане не встретили, потому что проспали. Но документы утверждают обратное.

Прозвища жителей того или иного города живут веками, напоминая о достоинствах и промахах предков.

Обывателей Великого Устюга величали «красноязыкими», тотьмичей иначе как «кочанниками» не звали, вологжан… здесь фантазия разгулялась на славу — «телятники», «толоконники», «заспихи».

…В детстве почти у каждого из нас была кличка, смешная или обидная до слез. С возрастом все естественным образом забывается, чего не скажешь о прозвищах, данных жителям целого населенного пункта.

Красное и черное

Наиболее холодный и далекий город Вологодской области Великий Устюг испокон века славился устаревшим говором. Заглянувшие туда впервые в жизни частенько вообще не понимали, о чем идет речь, поэтому, махнув рукой, нередко отказывались иметь дело с «красноязыкими» устюжанами. Но, спору нет, уважали местных за умение изготавливать серебряные изделия с черненным рисунком: «черносеребряники» — это звучало гордо!

Другая важная в торговле и бросавшаяся в глаза черта горожан — удивительная способность подмаслить, подмазать, вовремя очаровать партнера льстивым словечком. Отсюда поговаривали, что по Великому Устюгу ходят «мазали», или, коротко, «мазы».

Наконец, прозвище «кулаки» получили устюжане за ни с кем не сравнимую удаль и ловкость в драках, особенно в популярных уличных боях.

Бусы из печенки

А в славном уездном городе русских мореходов Тотьме однажды произошел курьезный случай, после чего за тотьмичами закрепилось именование «кочанники». Дело было так: некая юная мещанская девица долго упрашивала любимого подарить ей башмаки, но чтобы они непременно поскрипывали при ходьбе. Смекалистый суженый, как и обещал, выполнил главное требование своей невесты, вручив даме сердца скрипящий презент. Только вместо пары обуви он в шутку завернул в яркий платок… кочан капусты и для очистки совести в доказательство слегка помял его в руках, мол, просила со скрипом, — получай!

Долгими зимними вечерами уроженки здешнего края проворно и с удовольствием вязали отличные чулки, за что в соседних уездах их величали «чулочницы». К тому же некоторые слова русского языка тотьмичи переиначивали на свой лад и выкрикивали чересчур звонко. Особенно нравилась приезжим фраза: «Печенка на спицках!», с помощью которой на рынке этого города зазывали покупателей. Причем жареную говяжью печень действительно развешивали на деревянных спицах. Если после поездки в Тотьму бывалым путешественникам доводилось вновь встретить в каком-нибудь уголке России коренного тотемского жителя, они показывали на него пальцем и восторженно голосили: «Печенка на спицках!».

Название Грязовец традиционно заменяли словосочетанием «пьяная Грязовица», ведь в городе на одну-единственную церковь приходилось 7 (!) кабаков...

«Телята» — значит вологжане

«Телятники» — слышалось начиная с XVI века в адрес вологжан. За скромность и тихий нрав, полагали одни. Другие хорошо представляли вологодскую действительность и знали обычай наших крестьян уходить на заработки в различные губернии Российской империи. Там на вопрос «Откуда вы?» они оторопело смотрели на встречного и непременно переспрашивали: «Кто, я-то?» — тем самым выдавая свою географическую принадлежность.

У этого прозвища довольно забавная история, уходящая корнями в эпоху правления Ивана IV. Будто бы в первый приезд царя в Вологду вместо хлеба-соли поднесли ему горожане на огромном блюде зажаренного теленка с серебряными подковами. Грозному главе страны животное не приглянулось, он тотчас приказал расстроившимся дароносцам самим его и съесть. Подобное предание противоречит традициям: в те времена за грех считалось употреблять в пищу мясо теленка, а уж приготовить его в знак уважения государю никому бы и в голову не пришло. Например, когда по личному распоряжению Ивана Васильевича IV копали русло реки Золотухи, в связи с дороговизной мяса рабочие тоже лакомились телятиной. Узнав об этом, царь повелел строго наказать виновных. Между тем звание «телятники» пустило корни, как, впрочем, и «толоконники». Смысл последнего раскрывает старая вологодская сказка.

Собрались однажды наши предки в дальнюю дорогу, о лишнем куске хлеба не позаботились, лишь зачем-то взяли с собой толокно. Добрались до Волги, решили перекусить: время было обеденное, да и голод давал о себе знать. Расположились вологжане на берегу полноводной реки, кашевар развязал мешок с толокном и, недолго думая, помешивая, высыпал его прямо в воду. Затем предложил своим землякам отведать приготовленную на скорую руку похлебку. Мужики взяли ложки, нагнулись к речной глади и добросовестно приступили к трапезе. Хлебали-хлебали, а на вкус — вода-водой.

«Пропили Вологду»

В отличие от Волги вода в реке Вологде всегда обладала тихим спокойным течением. Проверяли данное утверждение следующим образом: бросали щепку и наблюдали за ней. Как правило, деревянную палочку несло не по течению, а по ветру. Вот и родилась поговорка: «На словах как на масле, а на деле — как на Вологде». Подразумевалось, что много говорят вологжане, да мало делают. Изобилующая лягушками болотистая местность вокруг нашего города также послужила основанием величать обывателей «лягушечниками».

Увы, вполне справедливо и серьезное обвинение, выдвинутое в 1612 году вологодским архиепископом Сильвестром против местного руководства: «Пропили город Вологду воеводы». Фраза стала крылатой. В сентябре того года польско-литовские войска почти полностью разорили и выжгли город, убив воеводу Григория Долгорукова. Трагедия произошла из-за нерадивости начальства и оплошности оставшихся в стенах кремля вооруженных защитников, в неподходящий момент устроивших праздник по случаю успешных действий ополченческих дружин князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Неоднократно звучал и термин «заспихи». По легенде, не просто гостя, самого императора Александра II в 1858 году не встретили, потому что проспали. Ждали государя к 18-ти часам, нет его и нет, со спокойной душой закрыли Софийский собор и разошлись по домам. Он прибыл в 6 утра и якобы лицезрел пустые улицы. К счастью, документы свидетельствуют об обратном, стыдиться потомкам нечего. Будущий «освободитель крестьянства» со свитой пересек границу городской черты 15 июня действительно в 6 утра под громкие крики «Ура!» собравшихся из отдаленных уголков губернии вологжан. В 23 часа, повторив слова своего дяди Александра I «Все виденное мною в Вологде превзошло мои ожидания!», Его Величество отбыл в Архангельск.


Когда у меня была свадьба я выбрал этого свадебного фотографа из Новосибирска. А узнал я про него, когда посетил сайт stepanovart.ru. Отличные снимки, приятный человек, небольшие цены. Советую!

3
0