Детройт на Волге

№34 (415) от 1 сентября 2005 г.

Административная высотка «АВТОВАЗа» на фоне «оружейных» экспонатов технического музея.

Корреспондент «Премьера» стал участником тест­драйва (пробной поездки) на «Калине» — машины, которая должна дать ответ на вопрос: жить отечественному автопрому или нет.

В Тольятти все, от мала до велика, ездят на «Ладах» и «Жигулях». Редко-редко у какого-нибудь офиса встретишь «Волгу» или новенькую иномарку. А вот старых зарубежных машин или там оцинкованных «ИЖей» за четыре дня пребывания в Тольятти повидать не удалось. Оно и понятно, город с 740-тысячным населением, из которых 120 тысяч работает на «АВТОВАЗе», выбирает свою продукцию, поддерживая тем самым и родное предприятие.

«АВТОВАЗ» в «российском Детройте» (так называют свой город сами тольяттинцы) — не только главное градообразующее предприятие, но и, по сути, единственный кормилец. В не столь далекие реформенные времена, когда конвейер пришлось останавливать, в городе, по словам очевидцев, даже кошки не мяукали — он словно вымер.

Ягодка опять

Сейчас, слава Богу, времена другие. Все три километра конвейеров работают, выпуская каждые три минуты новенький автомобиль. Тем не менее жесткие условия рынка, конкуренция со стороны иностранных производителей и довольно вялая поддержка родного правительства заставляют руководство «АВТОВАЗа» искать новые пути к потребителю. И хотя отечественные автолюбители требуют возобновить выпуск универсала-«четверки», полюбившейся дачникам и челнокам, всем ясно, что это уже вчерашний день.

На предприятии уже полностью обновлен весь ряд «Самар». Вместо «восьмерок», «девяток» и «99-х» по улицам бегают «тринадцатые-четырнадцатые-пятнадцатые». Популярные в народе «десятки» в ближайшем будущем планируют заменить на «Ладу-Приору», которую пока не всякий и видел. Руководство автозавода заявляет, что полностью модельный ряд будет обновлен к 2009 году. Чуть раньше произойдет полное освоение нового проекта «Калина».

«Калине» здесь уделяют пристальное внимание. Ведь эта машина, по словам руководства, — прорыв в отечественном автомобилестроении. От того, как ее примет потребитель, будет зависеть, есть ли будущее у российского автопрома. Или вместо того чтобы разрабатывать и производить свои модели, придется собирать из комплектующих иномарки.

Во время нашего пресс-тура «Калину» нам показывал главный конструктор проекта Василий Батищев. Впрочем, некоторые особенности новинки можно было испытать и на себе.

Тест­драйв

Презентация «Калины», как и тест-драйв, прошли на новом АВТОВАЗовском полигоне около деревни Сосновка. Здесь обкатывают не только «Лады», но и другие машины. В том числе иномарки. Например, «Опель».

Длина скоростной кольце-вой дороги на полигоне — 10 километров. Ширина проезжей части — 12,5 метра. Радиус виражей — 825 метров, а длина прямых — по два километра. Сама дорога имеет наклон 24 градуса. Так что стоящим внизу кажется, что автомобиль едет по стенке. Внутри, надо сказать, такого ощущения нет.

Благодаря структуре кольца скорости практически не ощущаешь, а электроусилитель руля делает управление автомобилем практически незаметным. Кстати, преимущества электроусилителя проявили себя на трассе фигурного вождения. Участники тест-драйва, даже имеющие минимальный водительский опыт, без особого труда проходили «фигурку» на время. Руль при стоящем автомобиле выворачивается мизинцем. Весьма ценная опция в городских пробках и при парковке, где на счету каждый сантиметр.

«Маленькая снаружи — зато большая внутри», — с гордостью комментирует достоинства своего детища главный конструктор. Объем багажника в столь небольшой машине 430 литров. При этом его можно значительно увеличить, сложив задние сиденья.

Авто­Ватикан

Если сами тольяттинцы сравнивают свой город с Детройтом, то «АВТОВАЗ» можно сопоставить с Ватиканом. Этакое государство внутри города. Со своей милицией, охраной, ГАИ и даже автомобильными номерами.

Чтобы попасть на предприятие, необходимо пройти не один контроль. И везде осмотрят, сосчитают, проверят документы. И не только на входе, но и на выходе. Осматривают каждую выезжающую из проходной машину, заглядывают в салон. Большинство охранников — жен-щины. На вопрос: «Что, мужчин не хватает?» — сотрудник пресс-службы «АВТОВАЗа» поясняет: «С нашими дамами сложнее договориться, чем с любым охранником, труднее коррумпировать».

С местными гаишниками вообще казус вышел. Дороги между цехами — что улицы, и по ширине, и по длине. Даже знаки дорожные есть. А сотрудники заводской ГАИ стоят с радарами и скорость меряют. Машину пресс-службы, в которой мы ехали, остановили за превышение скорости.

Распространенный вид транспорта на «АВТОВАЗе» — велосипеды. Моду на них ввели немецкие специалисты и консультанты («Калину» собирают на германском оборудовании), чтобы ездить внутри цеха.

Вообще же работники-автовладельцы предпочитают родные «Лады». По словам руководства предприятия, около 98 % работников выбирают свою продукцию. На стоянках около проходных — почти весь модельный ряд «АВТОВАЗа», от «копеек» до тех же «Калин». Что и неудивительно. Для своих работников автомобиль продается на 7 % дешевле. Тем более, есть возможность взять беспроцентный кредит на 2-3 года.

От паровоза до ракеты

Отдельная гордость завода — технический музей, который занимает огромную площадь — несколько десятков гектаров. Среди экспонатов — танки, самолеты, установки для баллистических ракет, от довоенных до более-менее современных. Есть даже дизельная подлодка — гордость экспозиции.

Андрей Ястребов и «Лада» со знакомым именем — «Премьер».

От экспоната к экспонату надо ехать на автомобиле. За это время экскурсовод успевает рассказать о каждой «вещице». С той же подлодкой связан не один курьез. Ее тащили по суше около 10 км! Перед этим, правда, лодка чуть не прошла мимо Тольятти. Зимой ее сковало льдом на Волге. А по весне, во время ледохода, подлодка чуть было не уплыла вниз по течению.

Один в поле не воин?

И напоследок — пара слов о политике. В разговоре с работниками «АВТОВАЗа» выяснилось, что их предприятие в Самарской областной Думе представляет всего… один депутат. Сравните это соотношение с нашим ЗСО и числом «северсталевских» депутатов.

Вообще-то, при ресурсах такого завода, как «АВТОВАЗ», запросто можно было бы создать в местном парламенте свое большинство. Но, говорят, это ни к чему. Лучше отделять бизнес от политики и заниматься чем-нибудь одним.

P.S.: Автор благодарит «АвтоВАЗ-Салон» за предоставленный транспорт до Тольятти.


Добро пожаловать в музыкальный рай! У нас Вы найдете, самые любимые и новые песни! Певица Ёлка с песней всё зависит от нас - скачать Вы можете на нашем сайте mp3kray.ru быстро, а главное совершенно бесплатно! Идите по жизни с музыкой!

2
0