Учитель пения

№35 (416) от 8 сентября 2005 г.

Памятник К. Д. Ушинскому перед главным зданием Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в Санкт­Петербурге (1961 год, скульптор В. В. Лишев, архитектор В. И. Яковлев).

Классик отечественной педагогики Константин Ушинский провел лучшие годы детства в Вологде.

Наш тихий провинциальный город на 6 лет стал для маленького Кости окном в большой мир.

Заряда, полученного здесь, хватило на всю жизнь. Потом Ушинский, посвятивший себя педагогике, серьезно будет изучать влияние родного слова на формирование характера и откроет удивительную зависимость настроения народа от настроения детей. «Запоет школа — запоет народ», — скажет он однажды.

Девятилетний «папа»

4 ноября 1826 года его отца, подполковника в отставке Дмитрия Григорьевича Ушинского, определили на новое место службы — в Вологодскую казенную палату советником по хозяйственному отделению. Палата ведала сбором налогов, распоряжалась государственным имуществом, винными откупами и вела прочие финансовые дела.

Первое время карьера чиновника складывалась весьма неплохо, губернские власти не раз доверяли ему исполнять обязанности вице-губернатора в отсутствие последнего. Довелось попробовать свои силы и в роли казначея. Но то ли менее удачливые люди позавидовали бывшему участнику войны 1812 года, то ли, правда, сквозил в его поступках злой умысел, однако жалобы на Ушинского с изрядной долей регулярности ложились на стол министерского руководства. Чаще кляузничал губернский прокурор Зубов, причем как на Дмитрия Григорьевича, так и на его коллег.

К счастью, дома Ушинского окружали душевная гармония и атмосфера полного взаимопонимания: Костеньке по приезде в Вологду минуло 2 года 8 месяцев, Александр и Владимир были постарше.

В 1829 году у них появился собственный дом недалеко от центра города рядом с церковью Власия Севастийского, что располагается на современной улице Челюскинцев и ныне сдается под магазин. Дмитрий Григорьевич приобрел недвижимость у титулярной советницы П.А.Вахрушовой за 1500 рублей ассигнациями. В стенах этого дома в семье советника родился сначала сын Сергей, а 24 ноября 1831 года — долгожданная дочь Катя.

Крестным отцом девочки стал 13-летний брат новорожденной Владимир. Еще раньше, в 9 лет, посчастливилось стать «восприемником» (так вплоть до начала XX века называли крестного) Константину. В «дочери» ему в метрической книге записали Калерию — ребенка дворового человека Ушинских Павла Корнеева. Наверное, тем и объясняется особое расположение к Калерии Дмитрия Григорьевича, который в 1858 году подписал повзрослевшей прислуге и ее брату Степану вольные.

Юный профессор

На рубеже 1832-1833 годов фактически изгнанное из города в результате служебных конфликтов семейство перебралось в Черниговскую губернию. А немного позднее Константин Дмитриевич вошел в когорту выдающихся отечественных деятелей науки и культуры как основоположник педагогической науки в России.

В августе 1846 года после окончания Московского университета юного кандидата юридических наук назначили «исправляющим должность» профессора Ярославского Демидовского лицея, где он в течение трех лет читал лекции по энциклопедии законоведения, государственному праву и финансам. Чтобы устроиться профессором в лицей, требовалось по меньшей мере иметь ученую степень магистра соответствующих наук. Унаследовавший от отца трудолюбие, удачливый Константин Ушинский перепрыгнул через одну ступень, но отлично справлялся с новыми обязанностями и вскоре затмил более опытных педагогов.

Умный, но самолюбивый

Вступительную лекцию своего курса он начал со следующих слов: «Более всего желал бы я, чтобы мы поняли друг друга, чтобы ваше внимание еще более согрело мою ревность, и чтобы то и другое было плодом не суровой необходимости и обязанности, а обоюдного нашего стремления к истине и желания быть полезным нашему Отечеству».

Отсутствие в лицее целостной системы преподавания юридических дисциплин серьезно огорчило оратора. Общие сведения о праве читались одновременно со специальными, а подчас вообще в конце года. Бедные студенты мучались, ничего не понимая, и как огня боялись экзаменов. Четко продумав план действий, Ушинский согласовал его с Советом лицея, постепенно ликвидировал неразбериху и все облегченно вздохнули.

Несмотря на всеобщую признательность, кумир студенчества не поладил с почетным попечителем лицея П.Г.Демидовым, которому не нравился независимый образ мыслей молодого ученого. К примеру, Константин Дмитриевич открыто выступил с критикой правительственной инструкции, потребовавшей от профессоров представлять подробные планы занятий по дням и часам и дополнительно прилагать к отчету список цитируемых сочинений. Чаша терпения начальства переполнилась, и педагога с «отличными дарованиями, но большим самолюбием» вынудили подать прошение об отставке.

В настоящее время справедливость, хоть и с опозданием, восторжествовала: педагогический университет Ярославля носит имя К.Д.Ушинского.

В тандеме с императрицами

Непреклонный, уверенный в собственной правоте человек тем не менее очень боялся эпидемий. Поэтому летом 1848 года, скрываясь от холеры, он удалился в глухие леса, заодно навестил родного брата Александра, лесничего Пошехонского уезда Ярославской губернии.

Местность, где встретились две родственные души, на основании административно-территориальных переделов в конце концов вошла в состав Череповецкого района Вологодской области. Ее же, как пример освоения новых территорий, Ушинский описал в книге познавательных рассказов «Детский мир».

Супруга Александра II, Мария Александровна, лично пригласила Ушинского на работу в Смольный институт. Он достойно продолжил изменения, введенные еще Марией Федоровной. Если императрица установила продолжительность урока в полтора часа, сократила 12-летний учебный курс на целых три года, в каждом классе разделила учащихся на три параллели в зависимости от способностей, то Константин Дмитриевич произвел преобразования на основе современных педагогических воззрений, качественно расширив программу обучения.

«Напевать лучше хором…»

Немногим известно, насколько важным средством воспитания Ушинский считал пение хором.

Как-то, будучи в Швейцарии, русский педагог присутствовал на уроке отечествоведения и удивился, как охотно откликнулись уставшие от зазубривания трудных терминов дети на предложение своей наставницы отдохнуть и попеть всем вместе. Тогда ученый понял простую истину: «…Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности ученья», ведь «ученье есть труд и труд тяжелый».

Кстати, во время пребывания за границей учить собственных детей на дому Ушинский доверил вологжанину Николаю Ивановичу Попову.

Поэтому хотелось бы верить, что в памяти великого классика иногда все же всплывали воспоминания из собственного детства, и вологодские образы тоже способствовали рождению его гениальных идей.


Хотите узнать, где можно заказать такую услугу, как точная Оценка сервиса? Предлагаем вам зайти на сайт 4service-group.com и прочитав больше информации вы увидите, что обратившись к нам мы будем рады вам помочь и предоставим для вас оценку сервиса за очень короткий срок. Мы вас ждём!

7
0