Подзатыльник к свадьбе

№1 (536) от 9 января 2008 г.

А.П.Рябушкин. «Свадебный поезд в Москве. XVII столетие» (1901).

Четыре века тому назад вологодские мужчины давали обязательство родственникам понравившейся девушки жениться на юной особе до определенного срока, позднее вступали в силу штрафные санкции. Условия бракосочетания оговаривались в особом документе — рядной или сговорной грамоте.

Ширинка для невесты

В декабре 1647 года Семен Сапогов уговорил Томилу Островского отдать за него дочь Ульянку. Если бы по вине Семена свадьба не состоялась до Масленичного заговенья, то жених готов был компенсировать тестю «убытки» в сумме 200 рублей. При этом приданое невесты оценивалось лишь в 32 рубля и включало две иконы, кафтан, две шапки, две шубы, две пары сережек да ожерелье.

В списке приданого среднего достатка вологжанок чаще всего встречалось нижнее белье, ткани, ювелирные украшения, головные уборы с подзатыльниками, то есть оборками, и ширинки. Последними называли богато украшенные вышивкой платья или полотенца.

Случались и недоразумения: обещали, к примеру, близкие девушки дать мужу «приданных людей» и документы на владение человеческими душами переоформить, но после свадебного пира напрочь «забывали» о былой щедрости. Тогда единственным спасением новоиспеченному супругу служила все та же сговорная грамота. Во второй половине XVII столетия Роман Битюговский бил челом перед самим Вологодским и Белозерским архиепископом Симоном, умоляя устроить очную ставку в судном приказе с братьями своей жены Лукой и Никитой Соловьевыми, чтобы вывести их на чистую воду. Парня Еремку и девку Маврутку Роману подарили, не спешили новоявленные родственники с купчими крепостями, а без подобных юридических актов хозяевами работников оставались прежние владельцы. Хочешь не хочешь, согласно грамоте, обманщиков обязали выплатить Битюговскому 300 рублей.

Брачный обыск

«Государь великий святитель, смилуйся, пожалуй!» — такими словами заканчивались челобитные родителей несостоявшихся невест, когда родственники жениха, «забыв страх Божий и образ Пресвятыя Богородицы», перед которым клялись, меняли решение и отказывались породниться.

Если все шло своим чередом, и начинались приятные хлопоты, молодые традиционно обращались к правителю местной епархии за венчальной памятью, служившей разрешением священнику конкретной церкви совершить обряд бракосочетания.

Перед венчанием поп проводил собственное расследование и письменно подтверждал, что «ни в роду, ни в племени, ни в крестном братстве, ни в кумовстве, ни в сватовстве» брачующиеся не состояли. Появлялся очередной документ — брачный обыск, означавший отсутствие препятствий к созданию новой семьи.

Когда счастье стать женой свободного человека улыбалось дворовой девчонке, на руки она получала отпускную грамоту, даровавшую ей отныне полную независимость от хозяина. Последний подписывался под строками «… и мне, и жене моей, и детям, и роду моему, и племени до нее дела нет и не вступатца…».

Хочу жениться!

Встречались на пути вологжанок и прохиндеи, представлявшиеся при знакомстве добропорядочными гражданами, по сути же скрывавшие истинное положение дел. В 1696 году Устинья горючими слезами оплакивала скончавшегося на государственной стрелецкой службе мужа Карпа. Вскоре сердце безутешной вдовы растаяло от внимания и сладких речей Иасона Иванова. Мужчина поведал нашей землячке жалобную историю: пришел в Вологду малолетним мальчонкой, отца и мать не помнит, откуда родом, не ведает и мечтает жениться на Устинье. Брак, кстати, давал ему право беспрепятственно записаться в стрельцы. Вовремя женщина усомнилась в истинности слов нового воздыхателя, расспросив о нем у людей, обнаружила в женихе простого холопа местного происхождения. Тотчас полетела к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу очередная челобитная: «…пожалуй меня, сироту, прикажи, государь, ево, Иасона, взять в свой архиерейской розряд и допросить, и не дай обманом за себя взять…».

Другой нечестивец, Стефан Федоров, явившийся в наш город из Владимира, в 1689 году удачно женился на Татьяне Бутусовой. Однако уютное семейное гнездышко радовало одну из половинок недолго. Обобрав девушку до нитки, муж заложил имущество и скрылся из Вологды в неизвестном направлении. Мать голодавшей, скитавшейся по домам знакомых Татьяны сурово требовала от архиепископа призвать к ответу поручавшихся за Стефана супругов Ротиковых. Они в храме перед святыми образами заверили окружающих в том, что человек он глубоко порядочный.

1 января 1701 года в Вологде получили государеву грамоту, повелевавшую срочно обвенчать как можно больше ссыльных, чей путь в Сибирь лежал через наши края. Указ гласил: «…Молодых мужиков на молодых же бабах, кто за кого похочет женить, чтоб они дорогою и в Сибире друг друга берегли…». В феврале объявился первый желающий обрести семью. Солдат Петрушка Леонтьев просил руки вдовы Палашки Григорьевой дочери.

Изменились времена и законы, но, увы, по-прежнему мужчины и женщины нарушают обеты, лгут ради собственной корысти, женятся и выходят замуж по расчету.


Не знаете, где по выгодной цене можно приобрести красивые и оригинальные обручальные кольца? Предлагаем вам посетить сайт http://www.goldpalette.ru/catalogue/zolotie_colca/obruchalnie/ и именно тут перед вами откроются каталоги с красивыми кольцами. Удачной вам покупки.

2
0