Чудо о Вологде

№9 (544) от 4 марта 2008 г.

Татьяна Шмелева член Союза художников России с 1997 года.

Художница Татьяна Шмелева 20 лет переносит красоту нашего города на ткань.

Татьяна еще в детстве решила, что в ее жизни всегда будет живопись. В 14 лет она закончила художественную школу в Вологде и легко поступила в Ивановское художественное училище на отделение промышленной графики и рекламы.

Несмотря на это сухое название с явно выраженной практической пользой, учащиеся занимались и скульптурой, и графикой, и живописью, и гравюрой — на металле, дереве, картоне… Для будущих ценных кадров отечественной промышленности искусство соблазнительно открывалось во всей своей полноте.

Получив диплом промышленного дизайнера в 1985 году, Татьяна Шмелева честно пыталась работать по специальности: на одном из предприятий Северодвинска занималась полиграфией, дизайном открыток, разработкой товарных знаков, плакатов, макетов дипломов… Все получалось, ее труд ценили, но… она выдержала только год. «В Северодвинске так темно, холодно, неуютно, там сама атмосфера не располагает к творчеству, — оправдывается Татьяна Викторовна. — Меня потянуло в Вологду, к своим родным местам».

На родине все изменилось. Татьяна Шмелева устроилась оформителем на льнокомбинат и начала заниматься батиком. Не на шелке — откуда в советские времена натуральный шелк! — а на хлопке. И в 20 лет с ней произошло то, чего многие другие художники ждут десятилетиями: она нашла свое место в искусстве. «Мне в технике батика легче выразить свой внутренний мир, — объясняет вологжанка. — Масло для меня очень тяжелое, а настроение меняется, и я переделываю работу снова и снова. А в батике я просто переношу свои чувства на ткань, эта техника позволяет передать все оттенки сиюминутных настроений, эмоций».

Техника горячего батика, которую Татьяна Шмелева полюбила больше, чем «холодную», совсем не проста: берется кастрюлька с водой, в нее помещается металлическая баночка с парафиновыми свечами. На водяной бане свечи топятся, затем кисточкой либо стеклянной трубочкой на ткань наносится рисунок. Сначала накладываются светлые тона, затем более темные… То, что покрыто горячим расплавленным парафином, остается белым. Далее горячее покрытие выпаривается утюгом через слой газет — чем более тщательно проведен этот процесс, тем долговечней будет картина.

А результат всегда непредсказуем: роспись по сырому не сразу «открывает» истинный колорит. Снимаешь газету так, будто разворачиваешь подарок… Работы Татьяны Шмелевой похожи на акварели — светлые, размытые. Такое ощущение, что в них всегда весна, бегут ручьи, звенят капели, греет солнышко, «подсвечивая» даже пасмурный денек. Ее стихия — вода и воздух. В творчестве она не ходит по земле, а парит легкой многоцветной колибри.

Вот уже почти 20 лет Татьяну Викторовну неизменно вдохновляет Вологда. Все ее старинные улочки, маленькие храмы, величественная Соборная горка… Если не хочется выходить на улицу, она может просто писать вид из окна. Только обладатель бытового зрения может думать, что вид в окне не меняется от перемены погоды, времени суток, освещения или настроения творца.

Она воспевает свой город — и ее работы уже в Японии, США, Израиле. Недавно звонили из Парижа.

Впрочем, вниманием вологжан Татьяна Шмелева тоже не обделена: земляки благодарно принимают ее работы. Перед 8 Марта у художницы открываются сразу три выставки, причем одна из них — в Вологодской сбытовой компании. Руководство предприятия решило сделать для своих женщин такой необычный подарок, и «виновницы торжества» уже с нетерпением ждут встречи с Татьяной Шмелевой: после хмурой зимы так не хватает светлого праздника, солнышка, ясного неба и чистых положительных эмоций…

Из досье «Премьера»

Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.

В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Многообразие специальных средств техники батик позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке.

3
0