«Скучно, когда все понятно»

№11 (546) от 18 марта 2008 г.

Фигуры из монтажной пены очень легкие. Татьяна Назаренко держит в руках одну из своих работ.

Работы художницы Татьяны Назаренко заставили вологжан спорить, нервничать, восхищаться и даже бежать за святой водой.

— Это, кажется, велосипед ночью нарисован.

— Нет, это кладбище.

Этот маленький спор между двумя зрительницами, пришедшими на выставку, смеясь, разрешает сама Татьяна Назаренко:

— Девочки, это пляж в Испании. Тогда наступила ночь: все вокруг вдруг стало зеленым и черным, какие?то странные непонятные предметы по всему пляжу были разбросаны…Но это так прекрасно, что у вас совершенно разные ассоциации. Это радует. Скучно, когда все понятно, когда все на поверхности. Мне кажется, у каждого человека, смотрящего на произведение искусства, должны остаться от него собственные ассоциации, не похожие на другие, пусть каждый ищет и находит что?то свое. В этом вся ценность…

«Переход» куда?

В прошлом номере «Премьер» уже рассказывал, что 14 марта в Вологде в областной картинной галерее открылась выставка одной из самых известных художниц России Татьяны Назаренко. Художница покорила вологжан «незвездной» простотой и радушием в общении и глубиной своих произведений. В экспозиции можно увидеть живопись, графику (кстати, вологжане получили уникальный шанс — графику художница выставляет очень редко), фотографии и литографии.

Для патриархальной Вологды, привыкшей к традиционному искусству, этой весной даже богемное слово «инсталляция», может быть, впервые приобрело конкретное значение: в экспозиции представлены фрагменты знаменитых работ «Переход» и «Взрыв».

«Переход» — вырезанные в натуральную величину фигуры из фанеры обычных обитателей метро: это панки, бомжи, инвалиды, монашки… Как рассказала Татьяна Назаренко, эти персонажи не вымышленные образы, у них есть прототипы — реальные люди.

Например, художница изобразила среди персонажей «Перехода» свою маму. «Вот она — бабушка, которая животных продает… Разумеется, моя мама никогда этого не делала, но для того чтобы создать реальный образ, нужен реальный человек. Иногда приходится привлекать кого-то из своих близких», — поясняет она.

За святой водой

Инсталляция «Взрыв» — это вылепленные из монтажной пены куски человеческого тела, словно в беспорядке разбросанные по полу. «Тяжело смотреть… Святой водой бы окропить», — шепотом делится с подругой впечатлениями пожилая вологжанка. «Искусство и должно быть таким, чтоб за святой водой хотелось бежать», — парирует более молодая зрительница. Этот, казалось бы, бытовой разговор приобретает совершенно особый философский смысл, если вспомнить, что выставка называется «Исчезающая реальность». «Исчезающая реальность» художника — это стремление, не порывая связи с конкретикой бытия, выйти в более светлый, духовно?просветленный мир«, — поясняет Светлана Корбакова, заведующая отделом областной картинной галереи.

Кстати, монтажная пена, которая используется во «Взрыве», один из любимых материалов Татьяны Назаренко. Современным художникам это средство из арсенала строителей открыло новые горизонты. С помощью пены можно создавать объемные скульптуры: не у каждого мастера есть возможность работать, к примеру, с бронзой, а пена доступна.

Современность дала художникам не только новые материалы и темы. Она еще и поменяла отношение людей к искусству. «К примеру, у одного из моих знакомых прямо в центре квартиры стоит туалет и ванна. Разве в такой квартире можно развесить картины по стенам?» — рассказывает Татьяна Григорьевна. Так что само пространство и время, сама «исчезающая реальность» диктуют художникам новые правила игры.

1
0