По Вологде кружок

№14 (808) от 9 апреля 2013 г.

Автобус на ул. Ленина. | Фото А. Жидкова из архива

26 марта городская автобусная сеть отметила своё 75-летие. А начиналась эта история со срыва плана и нехватки автопарка.

Когда в 1938 году планировали открыть сразу две автобусные линии, оказалось, что поступило только три машины... Поэтому первый маршрут был только от вокзала до Прилук. А вторую линию — от ВРЗ до посёлка льнокомбината — запустили спустя пять месяцев. Автобусы ходили с 7 утра до полуночи. Графика движения фактически не существовало, поэтому нередко можно было стать свидетелем ситуации, когда все три автобуса проезжали подряд в одном направлении, а затем наступало длительное затишье.


Поехали!

По словам историка Ивана Попова, официальные данные по моделям и маркам первых автобусов расходятся с тем, что видно на архивных фото. «Говорят, что первыми автобусами были 22-местные ЗИС-8, — говорит он. — Но на фотографиях автобус явно не тянет на ЗИС-8 и больше похож на 17-местный ГАЗ-03-30. У него совершенно другие габариты». Кстати, каждый маршрут был разделён на три зоны. Проезд внутри каждой из них стоил 25 копеек, а поездка через все зоны — 75 копеек.

К началу осени на вологодском паровозоремонтном заводе всё же изготовили три кузова для автобусов ЗИС. Об этом «Премьер» уже писал в №35 от 4 сентября 2012 года. В июле 1940 года открыли движение по третьему маршруту, который был закольцован от вокзала через пристань и нынешний парк ВРЗ. Его обслуживали 36-местные ЗИС-16. Всего в последний предвоенный год автобусный парк располагал двадцатью машинами, которые за первые 11 его месяцев перевезли около 1300 пассажиров.

Директору «Автогужтреста» Лапину немало доставалось за сбои в работе предприятия, рассказывает Иван Волков. «В газетах его критиковали за перебои в расписании, за неисполнение поручения горсовета — организовать нормальную работу, — рассказывает он. — Судя по всему, трест занимался как гужевыми, так и автоперевозками, причём не только в масштабах города. Регулярные перевозки лошадьми до Молочного были заменены на автобусные только в 1929 году, но в целом сохранялись довольно долго».


Особенное поколение

В годы войны автобусный парк был переоборудован для нужд обороны. «Я знаю точно, что в войну маршруты не работали, — рассказывает бывший водитель, вологжанин Николай Животов. — На автобусах с вокзала развозили раненых по госпиталям, которых в Вологде было много. Снимали сиденья и устанавливали носилки». После войны автобусы стали возить горожан только в августе 1945 года.

Николай Животов работал водителем автобуса в 1970-е годы. Сейчас он занимается систематизацией своих воспоминаний об автопарке тех лет и своих коллегах, которые работали в автоколонне начиная с военных лет. «Я застал много старых водителей: в те годы уходили на пенсию люди, прошедшие и войну, и Колыму, — вспоминает он. — Тех, кто работал сразу после войны, было очень много: в тресте висела целая Доска почёта фронтовиков. Они рассказывали, как после войны возили народ по деревням на грузовых такси. Говорили, какие были плохие дороги».

«Помню, был шофёр Дмитрий Миронов (мы его дядя Дима звали), — рассказывает Николай Животов. — Он ещё до войны работал шофёром. Но я не уверен, что на автобусе, ведь многие старые водители тогда работали на такси. А ещё помню Кузьму Васильевича Кравчуновского. Он родился в 1919 году, всю жизнь проработал в автоколонне. У него было много наград за войну и за мирный труд, даже орден Ленина был. Он за автобусом следил, как никто другой. После войны он закончил заочно институт и работал на автобусе, в последнее время на 19-м маршруте до самой смерти в 64 года. Это был Человек с большой буквы. Это было особенное поколение».


Гармошки, луноходы и электричество

Для многих изменение нумерации маршрутов, произошедшее пару лет назад, создало определённые трудности. Но такие изменения в Вологде и раньше происходили постоянно. Во-первых, рос город, строились новые улицы. Маршруты нумеровались не только цифрами, но и буквами. Например, автобус, который ездил от старого рынка в Екимцево через ПЗ, носил номер «10а», а «двенадцатым» стал относительно недавно. Индекс он получил потому, что дублировал некогда основной десятый маршрут, который следовал в том же направлении, но через улицу Клубова.

В 1970-й год транспортная сеть шагнула с маршрутами с 1 по 17, рассказывает ведущий инженер коммерческо-эксплуатационной службы ПАТП-1 Денис Егин. «С тех пор количество маршрутов увеличивалось, и к 91 году были с 1 по 26, плюс шесть маршрутов в ближние пригороды со всеми городскими маршрутами — хорошо известные вологжанам Семёнково, Аэропорт, садоводство «Авиатор», Лосту, Молочное, а также три линии маршрутных такси, — говорит он. — Основные ключевые моменты этого периода — это запуск троллейбусного движения в 1976 году и разделение автоколонны №1117 на два парка в 1986-м».

По словам Дениса, в начале восьмидесятых для решения проблем давок к перевозкам в принудительной форме подключили служебные автобусы, которых в городе было очень много. По пути доставки своих сотрудников на работу они были обязаны брать и обычных попутных пассажиров, которые оплачивали проезд.

Одними из самих «долгоиграющих» автобусов в Вологде стали знаменитые ЛиАЗы 677-й серии. «Впервые на линии в Вологде они вышли 1 мая 1970 года, а последний работал на 5-м маршруте 1 февраля 2009-го, — говорит Денис Егин. — Они были основной подвижной единицей в Вологде в 70-90-х годах. Было также немало таких и служебных автобусов. Естественно, автобусы этой марки обновились, и не по разу. По моим оценочным прикидкам, через Вологду прошло около 300 таких автобусов».

Стоит упомянуть и о вологодских троллейбусах. Дело в том, что Вологда стала в 1988 году вторым городом после Москвы в нашей стране, куда поступили троллейбусные «гармошки». Это были ЗИУ-683 с завода в Энгельсе. В Ленинград же они поступили лишь в 1990 году. Они были следующей модификацией троллейбусов ЗИУ-682, которые очень долго составляли основу парка.

Затем в Вологде началась новая эпоха общественного транспорта. Настали новые времена, вынудившие перевести перевозки на коммерческие рельсы. Спустя четверть века заметную часть пассажиров обслуживают частные перевозчики. Давно нет единого проездного, а льготники перестали ездить бесплатно. Больше на остановках нет билетных киосков, а сам билет больше не нужно гасить компостером. Купить его давно можно у кондуктора или водителя, уже зайдя в салон. На некоторых автобусных и троллейбусных маршрутах даже вводят оплаты через специальные смарт-карты. Но всё это — совершенно другая история…

Владимир Пешков

Тэги: автобусы, история, юбилеи

Уже начинаете задумываться о том, где бы вы хотели провести свой отпуск? Предлагаем вам прочитать больше информации про Азовском море в Кирилловке, узнать отзывы туристов, цены и вас это очень заинтересует. Мы вас ждём!

47
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.