В клетке выбора

№18 (915) от 12 мая 2015 г.

Дмитрий Чернышев. «ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА». Издательство Марины Батасовой: Тверь, 2014

Считается, что если тексты какого-то поэта изобилуют отсылками к цитатам и вечным образам мировой литературы (или искусства в целом), то обязательно надо быть человеком с блестящим образованием, чтобы хотя бы поверхностно в них разобраться.

Однако поэзия — странная штука. В ней зачастую интеллект и знания не помогают, а порой даже и мешают насладиться красотой. Иногда мало и даже вредно «понимать» и лучше просто «созерцать» то, о чем говорит нам поэт.

Дмитрий Чернышев — поэт из Санкт-Петербурга. Автор публикаций в журналах «Звезда Востока», «Арион», «Черновик» и других. Каждая страница в его книге — это не просто лист бумаги с неким текстом на нем, это еще и страница истории, литературы, живописи, религии и т.д. На какой-то момент после прочтения «Железной клетки» кажется, что в голове осталось хаотическое нагромождение образов, имён, цитат, а также обрывки диалогов, случаев из жизни никому не известных (или, наоборот, всем известных) людей и литературных персонажей. Мало того, у большинства текстов есть либо посвящения, либо комментарии, касающиеся творчества или биографии современных литераторов или авторов из далеких веков. Константин Вагинов и Андрей Пермяков соседствуют в них со св. Иоанном Дамаскиным, Одиссей — с неким гитлеровцем, чье имя не названо. Границы стихотворений таким образом размываются, примечания и даже посвящения становятся если не частью текста, то как минимум его логическим продолжением.

И вот дальше всё зависит от читателя. Всегда есть выбор: стать соавтором Дмитрия Чернышева и включиться в его литературную игру, жонглировать вместе с ним вечными образами и сиюминутными цитатами, соединяя их в замысловатых комбинациях. Можно также взять на себя роль «дешифровщика» и постараться найти некий тайный смысл в текстах поэта, закрепить за каждым словом роль символа, проследить их значение через череду эпох от античности до наших дней. Лично мне ближе третий подход — просто наслаждаться яркими самобытными образами. В наши дни, казалось бы, в литературе все известно и все испробовано, и ничем аудиторию не удивишь. Читатели автоматически «фильтруют» всё, что не способно зацепить ярко и хлёстко. Но иногда все же появляются такие строки, которые надолго потом остаются в памяти. В книге Дмитрия Чернышева они, безусловно, есть.

Вот эти, например:

  • помавая ушами, гребя ушами,
  • плывёт
  • Офелия, дохлая нимфа.

Или:

  • когда выжимаешь все цвета из радуги, остаётся грязная
  • тряпка

Очень важно помнить об этом, читая поэтические книги: бывает такое, что когда выжмешь из них все «цвета», смыслы и ассоциации, останется только никому не нужная «грязная тряпка». Так стоит ли «выжимать»? Я, пожалуй, оставлю для себя «радугу».

Наталья Мелёхина

Тэги: литература, поэзия, Чернышев Дмитрий*

34
0
Похожие статьи
  • 05 сентября' 17 | Ликбез

    2 сентября 80-летний юбилей отметила классик русской литературы Ольга Фокина.

    101
    0
  • 28 марта' 17 | Тусовки

    На филологическом факультете Вологодского государственного университета День поэзии отметили конкурсом поэтических композиций.

    40
    0
  • 27 июня' 17 | Увлечения

    Заключенный из шекснинской колонии получил специальный приз престижного литературного конкурса.

    90
    0
  • 23 мая' 17 | Культура

    Объявлен сбор на издание книги Варлама Шаламова «Четвертая Вологда». За две недели желающие приобрести новое издание с комментариями известного вологодского шаламоведа Валерия Есипова перевели около 20 тысяч рублей из необходимых 200 тысяч.

    54
    0
  • 10 января' 17 | Культура

    «Премьер» называет лучшие книги вологодских авторов, выпущенные в 2016 году.

    47
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.