Золотой джаз

№28 (976) от 19 июля 2016 г.

Петр Востоков признался, что шутки, которые публика слышит во время шоу, подготовлены заранее: «Мне же надо, чтобы люди смеялись или хотя бы улыбались, а не думали, что я сумасшедший! Но часто и импровизируем, иногда неудачно, иногда даже совсем». | Фото Марины Черновой

Выступление Большого джазового оркестра под управлением Петра Востокова было одним из самых успешных на фестивале «Блюз на веранде».

Американский джаз 30-40-х годов в исполнении московских музыкантов заставил публику свистеть, кричать и пританцовывать.

Слушатели, побывавшие на концерте джазового оркестра 13 июля, на следующий день пытались описать друзьям атмосферу праздника, которую создали музыканты. Неожиданные вокальные номера, шутки, импровизации, отличный звук вызвали неподдельный интерес к коллективу.


Востребованная музыка

Руководитель Большого джазового оркестра Петр Востоков рассказывает, что в Вологде он не первый раз: «Приезжал в составе оркестра Лундстрема, недавно был здесь на фестивале «Голоса истории» в составе Российского академического молодежного театра со спектаклем «Нюрнберг». Я играл на трубе».

Петр Востоков и его друзья из оркестра — представители нового поколения джазменов, которые доказывают, что джаз может быть востребован у самой широкой аудитории.

«С тех пор как я начал увлекаться оркестровым джазом, а через какое-то время возглавив и сам оркестр, убедился лично в том, что эта музыка, обладая такими художественными качествами, является, как мне кажется, одним из наивысших достижений в культуре прошлого века, — рассказал Петр Востоков, отвечая «Премьеру», чем его привлекает эпоха 30-40-х годов. — Это связано с очень многими вещами: воистину золотой репертуар, способ писать для оркестра, какого не было ни до ни после, невероятное, я бы даже сказал, недоступное исполнение людей, кто эту музыку когда-то создал и записал с таким неподдельным энтузиазмом на пластинки, предельная общедоступность и, конечно, влияние, которое она оказала на все, что было после».

В своей семье Петр — первый профессиональный музыкант. Любовь к музыке ему прививала мама, отдав в 6 лет в музыкальную школу. В 13 лет он перешел в специальную школу Гнесиных, а закончив ее, поступил в институт на эстрадное отделение. Практически сразу Востоков получил работу в оркестре Лундстрема, а чуть позже — и в оркестре Игоря Бутмана.


Единый оркестр

Идея создать Большой джазовой оркестр принадлежала Дарье Антоновой, певице и директору коллектива. Именно она придумала объединить джазовую тусовку, друзей, разбредшихся по разным коллективам, в единый оркестр. За 6 лет ансамбль музыкантов сменился примерно наполовину.

Художественной частью оркестра в основном занимается Петр Востоков. Это и выбор репертуара, и работа над нотами, и проведение репетиций, и ведение концертов. «Но тут стоит отметить еще одного человека, без которого мы не ушли бы далеко. Это наш тромбонист Антон Гимазетдинов. С его помощью наш репертуар идет только в ту сторону, которую я считаю правильной. Антон занимается так называемой транскрипцией — съемом музыки с записи на ноты. Сделать подобное для целого оркестра — огромнейший труд. А то, как он это делает, это еще и настоящий талант, и мастерство», — рассказывает руководитель.

«Фишка» оркестра в том, что песни исполняет не только Дарья Антонова, но и несколько музыкантов. «По-крупному все началось, когда Даша была в декрете. Отказываться от пения совсем не хотелось, тем более что ей часто приходилось петь с мужского вокала. И тут у нас обнаружились настоящие таланты, такие как Андрей Красильников и Павел Иванов, который пел когда-то в детском хоре, — объясняет Петр. — Потом мы начали пробовать делать номера в трио и квартете. В итоге получилось, что мы полностью, не до конца преднамеренно, заимствовали идею с поющими музыкантами у оркестра Джимми Лансфорда, чья музыка и составляет огромную часть нашего репертуара».

Далее у ребят появилась идея представлять каждым номером разных солистов. К счастью, их — целый оркестр: это Сергей Баулин и Юрий Севастьянов на тенор-саксофонах, Анна Левковцева за роялем, Егор Крюковских за барабанами и другие музыканты.


Ради публики

Последние несколько лет Петр Востоков полностью отдает себя оркестру и преподаванию в РАМ имени Гнесиных: «Участвую только в разовых проектах и только если есть к этому интерес. Помимо оркестра, у нас при нем есть еще неплохой малый состав, а также замечательная афро-кубинская группа «Mambo party», которая существует как отдельно, так и внутри оркестра, когда мы играем подобную музыку».

Организатор фестиваля «Блюз на веранде» Екатерина Колесова говорит, что оркестр под управлением Петра Востокова еще не раз побывает в Вологде. Тем более что у музыкантов — обширный репертуар.

«Мы долгое время жили, от месяца к месяцу разучивая что-то новое, чтобы не ушел интерес у публики, и теперь у нас есть много всего в репертуаре: это программы с Владимиром Нестеренко на электрооргане с классической рок-музыкой и музыкой «Битлз», программы с нашими кубинскими друзьями, программа, когда оркестр играет во время демонстрации мультфильмов, и еще много-много всего», — уверен Петр Востоков.

Марина Чернова


В тему

Аргентинский гитарист на сцене кремля… пихался и толкался

Выступление Хосе Луиса Пардо 14 июля доказало, что вологодской публике не хватает концертов таких горячих латиноамериканских музыкантов!

Как рассказывает организатор «Блюза на веранде» Екатерина Колесова, она пригласила в Вологду Хосе именно благодаря его невероятному воздействию на аудиторию.

Судя по поведению на сцене, Хосе Луис Пардо знает об этом тоже, поэтому он не только самозабвенно играл ритм&блюз, но и шутил, веселился и даже толкался у микрофона с музыкантом из Архангельска Тимом Дорофеевым, который ему подыгрывал. После концерта Хосе атаковали красотки, которые нон-стоп делали с ним «селфи» на собственные телефоны.

Как удалось узнать, Хосе Луис научился играть на гитаре в 10 лет. А затем, поскитавшись лет 20 по миру, осел в Мадриде, чтобы играть… сент-луисский блюз. Сегодня он считается одним из лучших блюзовых гитаристов. Пардо объехал с турами США, Францию, Германию, Испанию, Аргентину, Бразилию, Чили, Португалию и Колумбию, выступал на крупнейших блюзовых фестивалях. Последний его альбом критики назвали «захватывающей энциклопедией блюза».

Марина Чернова

5
0
Похожие статьи
  • 28 марта' 17 | Культура

    «Нет ничего, что действительно бы мешало нам быть счастливыми», — считает Михаил Федотовский, организатор Всероссийского фестиваля современной поэзии в Вологде.

    4
    0
  • 28 июня' 16 | Жизнь

    «Вологда — европейская ремесленная столица» — такой статус нашему городу присвоило жюри фестиваля «Голос ремесел» и его участники.

    8
    0
  • 12 июля' 16 | Кино/ТВ

    На творческой встрече в КЦ «Красный угол» Марлена Хуциева не хватило места для всех желающих пообщаться с режиссером.

    2
    0