Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Вологодские туроператоры предрекают коллапс на рынке детского туризма в связи с изменением в законодательстве об организации детских групповых перевозок.

Транспортная недоступность

№49 (997) от 13 декабря 2016 г.

Веселые поездки отменяются?.. | Фото с сайта perevozky74.ru

С 1 января 2017 года вступает в силу постановление Правительства РФ о запрете на эксплуатацию для «организованной перевозки групп детей» автобусов, выпущенных более десяти лет назад.

Ограничения коснутся туристических поездок и школьных автобусов, которые выполняют внутрирайонные и междугородные перевозки.

Сидите дома!

Речь идет о Постановлении №1177, которое было принято в 2013 году, однако норма, ограничивающая «возраст» «детских автобусов», дважды переносилась — сначала на июль 2015 года, а затем на январь 2017-го. Однако сейчас проблема встала настолько остро, что директора школ предрекают отказ от выездов школьников за пределы городской черты, а туроператоры — резкое сокращение продажи «детских туров». Возить школьников попросту станет не на чем.

Сегодня на балансах школ Вологодской области находятся 276 автобусов.

По данным областного управления ГИБДД, еще в 2015 году десять из них переступили десятилетний рубеж. В 2016 году количество школ, чьи автобусы нельзя эксплуатировать, увеличилось еще на 10. В итоге в ежегодном ритме «выпадают» из системы по 10-12 автобусов, которые необходимо чем-то заменять.

«У нас на балансе школы два транспортных средства для перевозки детей: пассажирская «ГАЗель» и автобус, — рассказал «Премьеру» директор БОУ «Кадетская школа-интернат» Андрей Бадин. — И я вам скажу, что эти автобусы не стоят, а задействованы ежедневно. Наши кадеты выезжают на соревнования, конкурсы, полигоны физической и военной подготовки. Кроме того, мы встречаем ежегодные конференции из других городов. В интернате живут дети из малообеспеченных семей, которых мы организованно вывозим на медицинские осмотры. Автобусу — 10,5 лет, «Газели» уже 12 лет. То есть с 1 января использовать их для перевозки детей мы не сможем. Кадетам придется сидеть дома».

Тревогу бьют и крупные туроператоры, которые организуют детские экскурсионные поездки и переезды к местам отдыха. Ведь порядка 60% из общей массы экскурсионных перевозок, которые осуществляют перевозчики Вологодской области, приходится как раз на детские организованные группы.

«Мы ждем, что в связи с изменением в законодательстве турпоток просто остановится, а туристическому бизнесу будет нанесен очень серьезный ущерб, — констатирует директор туристической компании «Акварели» Татьяна Гусева. — Мы организуем детские туры в соседние области: Ярославскую, Ивановскую, Костромскую. Ездят дети и в Казань, по малому «Золотому кольцу». Очень много детей из социальных центров отправляется на отдых».

Издержки кризиса

По данным Департамента культуры и туризма Вологодской области, сегодня на территории региона работает 37 экскурсионных автобусов младше 10 лет, способных на перевозки в рамках нового законодательства.

«На самом деле их не больше 20, это я знаю совершенно точно, поскольку сам работаю на этом рынке, — рассказал нашей газете Григорий Кольцов, один из крупнейших перевозчиков Вологды, предоставляющих экскурсионные автобусы. — У меня три автобуса, работающих на этом направлении. Два из них старше 10 лет, еще одному «юбилей» справим в июне. Новый закон — это по сути крах и туриндустрии, и бизнеса в сфере перевозок. Купить новый автобус слишком дорого — за надежный «Неоплан» придется заплатить порядка 20 миллионов рублей. К сожалению, отечественный автопром альтернативу по качеству предложить не может. Чтобы купить импортный автобус, требуются большие вложения и займы, а экономическая ситуация в стране нестабильна. В районах Вологодской области таких автобусов нет совсем».

Покупать новые комфортабельные автобусы слишком накладно. | Фото с сайта autobus10.ru

«В регионах до 80% автобусов имеют возраст старше десяти лет, а автопарк не обновлялся в связи с экономическим кризисом», — приводит цифры в интервью газете «Коммерсантъ» член президиума правления Российского союза туриндустрии Ольга Санаева.

Ждать и надеяться

Ежегодно в рамках федеральной программы в регионы поступают средства на приобретение школьных автобусов, и в Вологодской области эта программа тоже работает. В 2016 году регион получил 9 школьных автобусов, которые отправились в Великоустюгский, Никольский, Тотемский, Чагодощенский, Бабаевский, Вытегорский, Междуреченский, Харовский и Устюженский районы.

Однако туристической отрасли эта программа не касается. «Наша фирма заранее арендует автобусы у ряда перевозчиков. В том числе у крупных частных. Это хорошие автобусы импортного производства, в отличном техническом состоянии, но им больше 10 лет, и с 1 января они не могут выезжать с детьми на дороги, — говорит Татьяна Гусева. — Наплыв туристов высок, но с 1 января мы уже отказываем в продаже туров. Ситуация очень серьезная. Ни о каком развитии внутреннего туризма в этом случае не может быть и речи».

Как рассказали «Премьеру» в Правительстве Вологодской области, по итогам 2016 года главный «детский» туристический объект — Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге — примет 270 тысяч туристов. Как минимум половина из них — дети. В ближайшие новогодние праздники Вотчина ждет 30 тысяч гостей.

Ожидается, что в декабре 2016 года туристов привезут на 120 автобусах, в январе 2017 года — на 190.

Проблем с доставкой туристов от станции Котлас до Великого Устюга не будет, считает директор туристической компании АО «Дед Мороз» Татьяна Муромцева.

«Просто потому, что дети не едут одни. Это смешанные со взрослыми группы, поэтому эти перевозки не подпадают под закон, — поясняет Татьяна Муромцева. — Мы ежегодно заказываем автобусы в Кириллове, Вологде, Череповце, Ярославле. Заранее на 10 дней праздников. Перебоев не будет. Другое дело, что к нам едут на автобусах дети из соседних областей. Тут я ничего пояснить не могу».

В то же время как представитель Законодательного Собрания Татьяна Муромцева признает, что проблема существует, и депутаты над ней работают: «Мы не раз обсуждали вопрос о школьных перевозках и о замене школьных автобусов на новые и будем настаивать на дальнейшем выделении средств на эти цели».

Признает наличие серьезной проблемы и глава Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский: «Неоднократно мы обращались в Правительство России с инициативами об изменении законодательства. Закон принят ради безопасных перевозок детей, и это правильно. Но нужно учитывать и интересы бизнеса. И это проблема общероссийская. Что касается школьных автобусов, которым старше десяти лет, можно организовывать перевозки в сопровождении большего числа педагогов. Эта проблема решается».

Между тем масштаб вопроса настолько широк, что и туроператоры, и перевозчики надеются, что до 1 января законодательство все же претерпит определенные изменения.

«Бывало и такое, когда решения отменялись даже 31 декабря. Мы будем ждать и надеяться», — говорит Григорий Кольцов.

13
0
Похожие статьи
  • 17 мая' 16 | Среда обитания

    В 2017 году вологжанам придется платить за мусор по выделенному тарифу. В пересчете не за квадратный метр, как это происходит сейчас, а по числу зарегистрированных лиц, исходя из нормативов на человека.

    38
    0
  • 19 января' 16 | Здоровье

    Почти половина импортных лекарств для больниц будет заменена на отечественные. Медики опасаются, что это негативно отразится на здоровье их пациентов.

    6
    0
  • 22 декабря' 15 | Экономика

    В Вологде может быть создана муниципальная пассажирская компания, которая объединит троллейбусный и автобусный парки.

    28
    0
  • 26 января' 16 | Политика

    Вкладывать деньги в покупку жилья, чтобы затем его перепродать, стало невыгодно.

    6
    0
  • 09 мая' 17 | Экономика

    Один из «ЛиАЗов»-«гармошек», изъятых два год назад за долги у ПАТП-1, вернулся на улицы Вологды.

    8
    0