Рассказы этого человека хочется слушать часами. Хотя по жизни 75-летний Леонид Беляев, военный врач, полковник в отставке, привык больше молчать и внимательно слушать. Когда-то — жалобы на здоровье, а затем — просто интересные истории — так, для души.

Хранитель вечности

№28 (150) от 12 июля 2000 г.

Леонид Беляев. | Фото Ксении Нижегородской

А душа и талант Леонида Алексеевича превращают эти сюжеты в документальные фильмы, которые не раз блистали на многих кинофестивалях.

Сам Леонид Беляев из древнего рода Грибушиных, владевших в конце XIX века домами в Устюжне. Его мама — известная в городе актриса и режиссер местного театра — нередко давала сыну маленькие роли. Позднее Леонид, научившись играть на рояле, музыкально сопровождал представления. Кстати, этот рояль — ровесник столетия — до сих пор стоит в устюженском доме Беляевых.

Сегодня, правда, Леонид Алексеевич живет в Питере, но каждое лето навещает родную землю, где черпает идеи для будущих фильмов.

Кстати, несмотря на сценический опыт, театр так и не увлек Леонида, и после школы он поступил в Ленинградскую военно-медицинскую академию.

Куда только не бросали его жизнь и офицерская служба! Работал в госпиталях не только СССР, но и Польши, где провел ровно 10 лет. А увлечение кинофильмами началось в декабре 1965 года. В то время Беляев работал в Архангельском госпитале, и его коллеги пригласили в клуб кинолюбителей. Поскольку зарплата офицера тогда позволяла некоторую роскошь, Леонид Алексеевич купил первую свою кинокамеру. И пошло-поехало... Сегодня на счету полковника запаса Беляева около 30 фильмов, каждый из которых повествует об удивительных судьбах устюжан.

Одним из первых его сериалов был фильм о жизни семьи Батюшковых. Рассказано там и о дружбе профессора Петербургского университета Федора Батюшкова и писателя Александра Куприна. Последний часто наведывался в усадьбу Батюшковых в Даниловском, о чем свидетельствуют музейные экспонаты.

Этот фильм стал первой ласточкой успеха — на Всероссийском фестивале в Ленинграде лента Беляева завоевала первое место. А потом было еще немало замечательных кинокартин. Например...

«Грустное счастье»

Это трагическая история двух людей, которые пронесли взаимную любовь через все испытания, но так и не познали счастья. В начале 80-х годов прошлого столетия в Устюжне жил мальчик Ваня Петровых, который души не чаял в местной девочке Маше Коронатовой. Их везде видели вместе, разве что купались ребята порознь. Через несколько лет Иван закончил местное духовное училище и уехал поступать в новгородскую семинарию. Перед отъездом юноша с девушкой почему-то поссорились. Иван тогда бросил в сердцах: «Когда я буду митрополитом, ты поцелуешь мне ручку!» «Никогда!» — отрезала Мария...

Шесть лет спустя Иван Петровых был торжественно посвящен в Александро-Невской лавре в епископы. И первое место, куда он заглянул, была родная Устюжна. В день приезда молодого епископа у храма скопилась масса людей. Кто пришел проповедь послушать, но большинство горожан, зная подоплеку отношений Ивана и Марии, хотело посмотреть, поцелует девушка руку священнику или нет. Но Маша сдержала слово и даже не подошла к любимому...

А в начале 30-х годов Ивана «за антиреволюционную деятельность» отправили в ссылку в Среднюю Азию, в город Чимкент. Вслед за ним поехала и Мария, которая к тому времени приняла монашеский постриг. Ни он, ни она так и не обзавелись семьями. Но даже в самые страшные дни она была рядом с Иваном. В 1937 году их обоих расстреляли.

Иосиф Петроградский. | Фото с сайта ru.wikipedia.org

Грустную историю любви известного митрополита Иосифа Петроградского, урожденного Ивана Петровых, вы нигде не найдете. Все, о чем рассказано в фильме, — это воспоминания очевидцев, современников героев.

Иосиф Петроградский действительно был непримиримым митрополитом, считавшим советский режим царством антихриста. Это он не шел ни на какие уступки Советской власти в отличие от других служителей православной церкви. Это он в годы Советской власти возглавил движение проповедников, получившее название «иосифлянство». Это он был готов за свои убеждения принять любые страдания.

«Алексей Макшеев»

Еще один фильм Леонида Беляева, рассказывающий о судьбе известного устюжанина, заслуженного профессора Академии Генерального штаба, генерал-лейтенанта Алексея Ивановича Макшеева.

Алексей Макшеев родился в начале XIX века. Отрочество провел в Устюжне, потом закончил новгородский кадетский корпус и через два года был принят в Академию Генерального штаба. В 1848 году Макшеев участвовал в Аральской физико-геологической экспедиции. Именно там, на берегах Арала, он и познакомился с Тарасом Шевченко, который был туда сослан. В отряд Тараса взяли художником, чтобы тот по ходу делал зарисовки маршрута экспедиции. Путешествие сблизило украинского поэта и устюженского исследователя. «Я предложил несчастному художнику и поэту пристанище на время похода в своей джуламейке, и он принял мое предложение...,» — писал Макшеев в книге «Путешествие по киргизским степям и Туркестанскому краю». В письмах родным Макшеев подробно повествует о путешествии и знакомстве с Шевченко. Некоторые из подлинников этих писем хранятся в Устюженском музее.

В фильме рассказан и такой случай, описанный исследователем. В каюте под койкой у Макшеева было припрятано старое вино. Выпить его все не было подходящего случая, тем более что Макшеев много времени проводил за книгами в библиотеке. Когда настало время передохнуть, Алексей Иванович решил раскупорить припрятанную бутылочку. Но она была пустой! Оказалось, что Тарас Григорьевич заприметил утаенное винцо и за два дня ее «уговорил». Впрочем, этот случай не испортил их отношений.

Алексей Макшеев достиг генеральского чина, участвовал в войне с турками и был преподавателем Военной академии в Петербурге. Интересно, что отцом генерала был не кто иной, как Иван Макшеев, тот самый устюженский городничий, который стал прототипом городничего в гоголевском «Ревизоре». Кстати, подлинник письма новгородского губернатора со знаменитым «к нам едет ревизор» хранится в стенах Устюженского музея.

...А Леонид Алексеевич Беляев после нашей с ним встречи снова отправился в этот легендарный музей — искать новых героев для своих картин.

Привязка к району: 
88
0
Похожие статьи
  • 03 апреля' 19 | Культпросвет

    В 1930-1950-х годах по селам и деревням Вологодчины гастролировали необычные театры — колхозно-совхозные. В год приходилось проезжать тысячи километров и выступать где придётся: в колхозных помещениях, избах-читальнях, на деревенских улицах, а то и прямо в поле.

    100
    0
  • 07 ноября' 18 | Нераскрытые тайны

    Вологодский поэт Николай Рубцов однажды признался, что отыскал разбойничий клад. Но никто в это не поверил. А зря.

    455
    1
  • 21 ноября' 18 | Своё — родное

    На Вологодчине прижились самые северные в мире зубры — гиганты массой под тонну, которые жили ещё в те времена, когда царствовали мамонты, а потом чуть не исчезли с лица Земли.

    411
    0
  • 21 ноября' 18 | Как это было

    Ровно 80 лет назад, 17 ноября 1938 года, в СССР был введён запрет на массовые аресты и на работу особых троек.

     

    255
    1
  • 19 декабря' 18 | Среда обитания

    Девять лет и больше 10 миллионов рублей потребовалось супружеской паре из Грязовца, чтобы вернуть городу достопримечательность — старую водонапорную башню.

     

    1102
    4

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.