Красный кардинал

Всего 10 лет назад Валентин Купцов был первым секретарем Вологодского обкома КПСС. Сегодня Валентин Александрович — второе лицо в компартии после Зюганова. Поэтому мы не могли пройти мимо недавнего визита Купцова в Вологду, тем более что коммунистический босс так редко балует вниманием свою историческую родину.
— Функции «руководящей и направляющей партии» сегодня берет на себя «Единство». Как вы относитесь к этому «медведю»?
— Я никогда не верил в безыдейные партии. Не верю и тем людям, которые кочуют из одной партии в другую: «ДемРоссия», «Демвыбор», потом НДР, теперь вот все вместе в «Единстве»...
— Валентин Александрович, вы кого конкретно имеете в виду?
— Фамилии всех областных чиновников вам и без меня хорошо известны: спросите у них сами! А «Единство» будет, безусловно, чиновничьей партией — хорошо раскрученной, с жесткой дисциплиной. Не совсем понятно, что в некоторых регионах «Единство» возглавляют действующие губернаторы — они же госслужащие, им по закону это не положено! А сколько за последние годы мы видели вспыхнувших партийных звезд, но все они очень быстро покидали сцену — или конъюнктура менялась, или правительство.
— Валентин Александрович, интересно, а вы лично верите по-прежнему в идеалы коммунизма?
— Коммунизм — это идея, 400 лет назад она разрабатывалась величайшими мыслителями, которые размышляли о судьбах мира, о том, какой строй будет самым справедливым.
Я — человек в возрасте, много видел, много ездил по миру и понял, что капитализм никогда не решит проблему счастья человеческого, потому что его приоритеты — это нажива, деньги и, как следствие, коррупция, преступность, мздоимство, мафиозные структуры...
Поэтому я верю в социализм и убежден, что общество все равно вернется к нему, пройдя уроки опыта и ошибок. Хороший пример тому — опыт Китая, который живет при руководящей роли компартии.
Я думаю, что наши люди только сейчас начинают понимать, что они потеряли. Был на «Электротехмаше», один товарищ спрашивает: «Почему вы в свое время не решили проблему продовольствия?» А мы бы ее решили и очень просто — надо было задрать цены, как сейчас, и все бы в магазинах лежало. Вспомните: потребление молока в
90-м году в Вологодской области — 408 килограммов на человека, это выше медицинской нормы примерно на 40 процентов. Сейчас, как мне сказали, эта норма где-то 257 килограммов...
— Валентин Александрович, я не поняла: при коммунизме мы все-таки будем когда-нибудь жить?
— Я точно не доживу...
— А я?!
— Думаю, что и вы нет! Но при социализме, я думаю, вы будете жить. Не хотите? Разве вам плохо было?
— Так я же и стояла в этой многочасовой очереди за молоком, пока родители работали... Но бог с ним, с коммунизмом, как у вас складываются отношения с действующей властью, с Президентом?
— С Владимиром Путиным мы встречались. В общении он очень коммуникабелен, прост, с ним легко разговаривать, он никогда не ставит себя выше собеседника, и когда ты с ним разговариваешь, фактически забываешь, что перед тобой — Президент России. Правда, мы надеялись, что, придя во власть, Путин поменяет курс, но, к великому сожалению, этого не произошло.
— Как вы думаете, почему?
— Владимир Владимирович очень сильно связан с семьей Ельцина, и ему не дают проявлять самостоятельность. Олигархи, которые были при Ельцине, продолжают править. Разорвет Президент эти путы, значит, есть надежда, что он может что-то сделать, не разорвет — ничего у него не получится.
— А есть ли у него такое желание?
— Думаю, что есть. Он видит проблемы, а вот воли политической ему еще не хватает.
— Валентин Александрович, ходят разговоры о том, что именно вы руководите КПРФ, а Зюганов — лишь «вывеска»...
— Меня по-разному называют: то «серым кардиналом», то «аппаратчиком». В действительности же у нас просто разделение обязанностей. Я отвечаю за работу с партией, с обкомами и в итоге больше общаюсь с народом. Наверное, отсюда и повод для таких разговоров.
— Но Купцов ведь не единственный заместитель Зюганова, а возвышают именно вас!
— Во-первых, это связано с опытом моей работы. Во-вторых, я все-таки секретарь ЦК КПСС и секретарь компартии РФ, именно мне пришлось защищать партию в Конституционном суде, я был руководителем оргкомитета по восстановлению партии, и мой более зрелый возраст дает в какой-то степени право аналитикам называть меня именно так.
— Я знаю, что у людей, с которыми вы работали в Вологодском обкоме, осталась на вас обида: мол, предал интересы области, сбежал в Москву...
— Вы не правы. Вы знаете о том, что я — чистый металлург, и когда меня партия призвала, я пошел работать, считая это обычным явлением. Вообще в ЦК партии меня приглашали четыре раза, а в 85-м году я даже отработал полтора месяца в качестве инcпектора ЦК, но потом был направлен обратно в Вологду. И вот решение, которое состоялось в 90-м году, это было решение политбюро, которое для меня, для коммуниста, — как святой закон.
— У вас не возникает желание вернуться в Вологду?
— Честно говоря, нет. Да и ради чего? Ради власти — я наелся ею выше головы. А, кроме того, это не так-то и просто. Сейчас не старые времена — взял да и приехал. У меня в Москве две дочери, внуки, да и с жильем здесь тоже могут возникнуть проблемы.
— Валентин Александрович, вы хотите сказать, что у второго человека в КПРФ нет денег на вологодскую квартиру?
— А что, вы считаете меня миллионером? Так все мои доходы продекларированы и опубликованы в газетах. Да и тащить все семейство обратно в Вологду, когда тебе самому уже за 60, это несерьезно. Тем более что у детей работа в столице. Старшая дочь Наташа закончила Ленинградский институт имени Герцена, преподает в педколледже литературу и русский язык. Ее дочь, моя внучка Катя, в этом году поступила в МГУ на факультет госуправления по социальным проблемам, внуку Вале 11 лет. Вторая дочь, Ирина, закончила истфак ЛГУ, затем — аспирантуру, защитилась и сейчас преподает в МГУ. Обе замужем. Младшая живет с нами, ее малышу год и три месяца.
— У вас большие апартаменты?
— Трехкомнатная квартира, общая площадь около 120 метров, из них полезная — 68. Но зато квартира в самом центре — у Арбата, во дворе МИДа. Так и живем...
- 28 января' 21 | МедицинаЗапрограммировали
В Вологодской области увеличено финансирование программы бесплатной медицинской помощи. Но добавленных денег, по мнению врачей, всё равно недостаточно.
1450 - 02 декабря' 20 | Среда обитанияЧастный лес
Вологжанка Маргарита Давыдова выкупила 20 гектаров сельхозземель, заросших деревьями. Теперь она — владелица частного леса, в котором планирует организовать своеобразный музей под открытым небом.
7800 - 22 сентября' 20 | Об этом говорятДоговорились?
В Великом Устюге 16 сентября прошла встреча местных туроператоров с руководством АО «Дед Мороз». Ранее туроператоры в письме на имя начальника Департамента культуры и туризма Вологодской области обвинили АО «Дед Мороз» в необоснованной ценовой политике и неприемлемых условиях сотрудничества.
3650