ЗА ГРАНЬЮ

№36 (365) от 8 сентября 2004 г.

ЗА ГРАНЬЮ

Вологодский самородок познает тайны компьютерных игр, создавая иную реальность, — виртуальную.

«Представь разрушенный храм, облупившиеся стены с древними фресками…

К одной из них прислонилась путана, полуробот-получеловек, из живота ее торчат железные трубки. И все это на фоне фресок, значения которых не знает ни один человек, живущий во время пост-апокалипсиса…»

Для 20-летнего вологжанина Сергея Мусина тема пост-апокалипсиса — времени, которое будет после конца света, — такая же привычная, как для других планы на завтра. И дело не в том, что он мрачно смотрит на жизнь. Просто он — арт-директор в московской фирме, занимающейся разработкой компьютерных игр. Сергей моделирует персонажей для игр, воплощая в жизнь фантазии их заказчиков. Причем заказы приходят к нему не только из России, но и из-за границы.

Индустрия компьютерных игр очень молода, поэтому и заняты в ней люди в основном от 18 до 30 лет. Это им интересны все новейшие технологии в области зрелищного искусства. Мир, где живут герои компьютерных игр, для их создателей такой же реальный, но гораздо более захватывающий, чем тот, который окружает нас.

Бунт против вышивания

В художественной школе Вологды Сергей учился без особого энтузиазма. «Многие художники не любят рисовать натюрморты, — объясняет он. — Правда, это полезная штука, чтобы руку набить, но мне не нравилось. Еще очень не любил лепку, всякие ручные поделки… До сих пор не понимаю, зачем они нужны? Вышивание всякое…»

Подростка увлекало рисование на компьютере, а от него требовали изготавливать дома тряпичных кукол для урока по прикладному искусству. «Я прогуливал все такие занятия, — весело признается он. — Однажды дома пришлось экзаменационную работу нарисовать за 20 минут, потому что все просрочил».

С горем пополам непослушный отрок все же закончил художественную школу. А через два года доучился и в общеобразовательной — и начал работать дизайнером в Вологде. Впрочем, дизайн показался ему тоже скучноватым.

И тогда он отправился в Москву. Но не учиться, как многие, а искать по-настоящему увлекательное дело.

Команда молодости

В столице Сергея пригласили поработать художником в фирму «Акела», ту самую, которая разработала компьютерную игру по фильму «Пираты Карибского моря». «Это молодая индустрия, так что самый старший человек в команде лет 30-35, — Сергей поправляет на запястье «фенечки». — Игру делают программисты, художники, звукорежиссеры… Над одной игрой человек 30 работают по два-три года, в один проект вкладываются миллионы долларов…»

Сам он за два года приложил руку к созданию четырех игр, сейчас работает над пятой.

В игровой индустрии вологжанина просто очаровала работа в команде. «Можно сказать, что тут творят друзья, — рассказывает он. — Уже через неделю ты вливаешься в компанию, тебе все помогают».

Задача самого Сергея — сделать двухмерную картинку трехмерной фигурой, добавить спецэффекты, отредактировать работу тех, кто трудился до него.

В Москве Сережа поступил в Строгановское училище, но проучился только одну сессию. Не потому, что не хватило усидчивости, а просто времени на учебу не оставалось: как раз «колдовал» над важным проектом…

Зритель конца света

«Почему у меня такой интерес к апокалипсису?.. — Сергей задумывается. — Не знаю. Может, из-за того, что он перестает быть фантастикой? Человечество слишком часто вмешивается туда, где ошибки дорого обходятся. Каждый может нажать красную кнопку — и настанет ядерная зима. Вовсю развивается клонирование, нанотехнологии и прочее, о чем писали фантасты. Но развиваются так, как им и не снилось…»

Создавая модели мира, где, возможно, уже не будет людей или их останутся единицы, сам Сережа тем не менее не хотел бы стать таким «последним выжившим»… «Нет, — твердо отказывается он. — Я бы хотел «полетать» над миром, оставшимся после конца света, посмотреть, как это может быть, но как зритель, а не участник».

Вообще ему кажется иногда, что и за реальным миром наблюдает кто-то точно так же, как создатели компьютерных игр наблюдают за своими моделями… И тогда ему хочется, чтобы в мире произошло нечто такое, что заставило бы людей отбросить суетную жажду всезнания, вседозволенности и сплотиться в борьбе за свое будущее.

Убить Буратино

Некоторое время назад вологжанин работал над проектом игры-страшилки по мотивам сказки «Буратино». На эскизах, которые он сделал для нее, — злобные, мрачные Буратино и Пьеро, легко узнаваемые, но совсем не дружелюбные. «Это очень хорошо продается — хорошо забытое старое как новое», — спокойно говорит Сергей Мусин. Правда, проект был закрыт. Возможно, заказчик пожалел героев детских сказок…

Сейчас Сережа жалеет только об одном — что теперь уже не может, как в 14 лет, вдохновенно играть в компьютерные игры. Он, конечно, играет, но… Смотрит на монитор глазами профессионала, оценивает работу таких же профессионалов, как и он. «Жалко, не могу увлечься, как раньше, — вздыхает парень. — Уже ищешь ошибки в моделях, смотришь, как это все сделано, что можно взять на вооружение…»

А в последнее время он стал замечать, что дома по вечерам ему хочется смотреть старое черно-белое кино. Тарковского, например. «Мне нравятся фильмы, которые сделаны «вручную». Своего рода разрядка, глаз отдыхает. Самое профессиональное — это такое кино, где вроде бы никаких спецэффектов особых нет, но есть глубокий философский смысл. Но, увы, это не окупается, — трезво резюмирует Сергей. — Людям нужны зрелища и деньги, которые эти зрелища приносят».

… «Думаю, может, попробовать себя в киноиндустрии, — размышляет вологжанин, — мне уже предлагали. Сейчас в Москве снимается фильм «Алые паруса», там будет много компьютерного. Море, например, сниматься не будет, будет «делаться». Но из-за контракта я пока не могу уйти».

Сергей задумчиво смотрит куда-то сквозь стену: ведь все образы, которые он создает в своих картинах, немножко «дежа вю», как будто он их уже видел… Правда, не может вспомнить, это было до или после апокалипсиса…

На фото: Воображение художника, работающего в индустрии компьютерных игр, рождает десятки таких «последних выживших».

16
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.