Гамлет с копытами

№37 (366) от 14 сентября 2004 г.

Гамлет с копытами

Наша землячка из Череповца организовала в Воронежской области первый в России лошадиный театр.

Все знают, что любой театр начинается с вешалки, а продолжается запахом кулис, светом софитов и склочными актерами. В этом театре все не так: он — под открытым небом и пахнет навозом.

Ну а актеры отличаются удивительной скромностью. Все, что им надо, — хорошее сено без плесени и, может быть, сахарок с яблочком на сладкое.
«Да что вы, какая у них звездная болезнь? Ангелы, а не кони!» — смеется Ольга Торопцева, директор конно-спортивной школы города Борисоглебска (Воронежская область), где и находится первый в России лошадиный театр. Организации всего пара лет, а без ее постановок уже не обходится ни одно городское зрелище. Ставят все — от музыкальных миниатюр до полноценного спектакля «Зимняя сказка», где кони синхронно выполняют сложные движения под музыку, а их всадники в соответствующих нарядах стараются не отстать в артистизме от актеров с копытами…

Сейчас, когда Ольга со своими коллегами решила замахнуться на «Гамлета» Шекспира, особенно важен тот факт, что корни у борисоглебского лошадиного театра насквозь вологодские. Сама Ольга Торопцева родилась в Череповце и закончила Вологодский молочный институт по специальности «ветеринар». А папаша почти всех лошадок, которые сейчас играют в театре, — вологодский конь Гвидон. Этого суперпроизводителя перевезли с Вологодчины под Воронеж для поправки здоровья, и в итоге он «поправил» не только свое здоровье, но и породу коняжек в конно-спортивной школе.

Так что «Гамлет» будет ржать по-вологодски!

Копытный рай

Ольга Торопцева — настоящий фанат лошадей. Она говорит о них восторженно, пытаясь объяснить кайф от общения с ними: «Это, можно сказать, самые крупные домашние животные. Ты убираешься в конюшне, а они вдруг голову тебе на плечо положат и вздыхают…»

Даже дома у Ольги все «лошадиное»: книги о лошадях, картины, где изображены красавцы скакуны, скульптурки, игрушки, кружки…

Такой она была с детства. Все свободное время девочка проводила на череповецком ипподроме и занималась конным спортом. В 90-е Ольга вместе с мужем Владимиром решила начать жизнь по-новому: семья переехала под Борисоглебск. Но отойти от лошадей у нее не получилось. Уже спустя год вечная лошадница перевезла Гвидона из Череповца и в 1994 году организовала скачки в деревне.

Когда мужики, которые распрягли своих коняг из телег, увидели Ольгу и Гвидона, они просто ахнули. «Я была по правилам в белых штанах, — вспоминает Торопцева, перебирая старые снимки. — А Гвидону, как и полагается, перебинтовала ноги и заплела гриву…».

Стать коня произвела на всех неизгладимое впечатление, и возле Ольги образовался круг единомышленников, которые и помогли ей организовать на базе свинарника конно-спортивную школу, а потом и лошадиный театр.

Лошадиное выживание

С того времени прошло 10 лет. Ольга с содроганием вспоминает, сколько трудностей пришлось им преодолеть. Ведь содержать в маленьком городке конно-спортивную школу очень непросто. Бюджет города выделяет деньги лишь на зарплаты сотрудников (крохотные — от тысячи до двух тысяч рублей) и на оплату коммунальных услуг.

Корма для лошадей и деньги на новое оборудование Ольга ищет своими силами — посылает программы школы в различные фонды и выигрывает гранты. Тонны сена, которого в год нужно на 150 тысяч рублей, работники косят сами.

Иногда в дело включаются и богатые люди — например, с зерном помогает директор местного завода, любитель прекрасного. Впрочем, Ольге помогают многие — кто афиши печатает, кто перешивает старые платья и занавески в костюмы … Не заразиться от нее любовью к лошадям невозможно!
Интересно, что на первом месте у Оли — вовсе не денежный интерес, не желание подзаработать во что бы то ни стало. Как потомок учительской семьи, она считает, что главное — приносить пользу детям. Именно поэтому ребята до 18 лет занимаются в школе бесплатно, а с инвалидами здесь работают профессионально, проводя курс иппотерапии (лечение лошадьми).

Сейчас больные ДЦП не только учатся ходить при помощи борисоглебских лошадок, но и занимают призовые места на областных соревнованиях по конному спорту.

Кстати, и театральные постановки были задуманы тоже как способ реабилитации детей-инвалидов. «Знаете, как у них самооценка растет после того, как они выйдут на сцену?..» — говорит Ольга.

Яблочное зверство

Опыт и реквизит они приобретали постепенно. Например, по случаю купили старинный фаэтон, который теперь используется в спектаклях. Приемы работы с лошадками они подсмотрели у чешского циркача Антонио, цирк которого давал представления в Борисоглебске. «С лошадьми, чтобы что-то от них получить, нужно строить отношения на доверии: там приманишь яблочком, здесь сахарком», — делится секретами Ольга.

И действительно, все чудеса, которые на моих глазах демонстрировали работники школы, были выполнены с названными продуктами в руках. Поэтому документальный сериал «Лошадиная энциклопедия», рассказывающий о зверствах «лошадников», который недавно показали по ОРТ, очень разочаровал Торопцеву и ее друзей.

«Автор фильма Александр Невзоров сильно утрировал проблему жестокого обращения с лошадьми в спорте. Если бы люди, которые работают в конном спорте, так били своих подопечных, животные никогда бы не демонстрировали все свои исключительные способности».
Вот уже два года лошадиный театр Борисоглебска дает жару под песни Пугачевой, Верки Сердючки и испанские наигрыши. Зрителям нравится: коняжки удивительно артистичны и изображают все, как надо.

Как, к примеру, вам сюжет, который лошади и люди разыграли в прошедший Новый год? «Наступила зима, в лесу выпал снег. Дед Мороз и Снегурочка спешат в конно-спортивную школу с поздравлениями. Но лес полон разбойников, задумавших похитить деда с внучкой. Вездесущие Снежинки разгадали злой умысел и с помощью Матушки-Зимы освободили пленников. И пришел Новый год».

В роли Нового года на сцену выезжал Женя Нурков, больной ДЦП в тяжелой форме, который даже не смел мечтать об артистической карьере…
«Ехать с гастролями далековато, а вот самих вологжан мы с удовольствием примем, — говорит Ольга. — Звоните, расскажем, как добраться. Недалеко от нас есть бывший пионерлагерь, где можно остановиться и взять в школе уроки верховой езды».

Конец Гвидона

Наша землячка каждый год приезжает на родину, в Череповец. Иногда она заходит на череповецкий ипподром, где у нее по-прежнему работают друзья. И то, что она видит, ее очень расстраивает: «Там все разваливается — нет команды, нет людей, которые своим энтузиазмом могли бы возродить славу конно-спортивной школы Череповца, гремевшей в 80-х на весь Союз своими чемпионами».

Ее прошлое, детство и юность стали для Оли воспоминаниями, которые она пытается сохранить… Например, сейчас в Борисоглебске каждый год проводятся соревнования на приз вологодского коня Гвидона. Орловские рысаки со всей округи выясняют, кто лучше берет препятствия.
Сам Гвидон умер несколько лет назад, напоровшись грудью на сук. Его оплакивала вся школа. Как того требует государство, тушу великого производителя сдали на мясо, а его голову и копыта закопали рядом с полем, где каждый день занимаются ученики конно-спортивной школы. На могилке поставили памятник, а посмотреть на мемориал иногда приезжают даже иностранцы.

Борисоглебцы искренне чтут память Гвидона — вологодского коня, который дал им путевку в театральную жизнь…

На фото 1: На скачках в воронежской деревне вологодский Гвидон и его всадница удивили многих.

На фото 2: Лошадиный театр похож на танец лошадей под музыку. Ольга Торопцева (крайняя справа на Аргоне) изображает любовные страсти под песню Пугачевой «Мадам Брошкина».

На фото 3: Перед тем как «выйти на сцену», лошадь учат разным фокусам: кланяться, ложиться, вертеться и т.д.

На фото 4: Все детство Ольга провела на череповецком ипподроме.

На фото 5: Главное в лошадином спектакле — гармония. Костюмы всадников должны соответствовать музыке. На фото — сцена из музыкальной миниатюры «Вальс».

61
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.