Чуть помедленнее, цены!

№47 (376) от 24 ноября 2004 г.

Аппетиты «топливных королей» удовлетворяют все граждане — и те, что «на колесах», и «безлошадные».

Постоянное повышение стоимости бензина бьет по кошелькам всех категорий населения.

Тихой сапой ползущие вверх цены на автозаправках — давно уже предмет беспокойства не только профессиональных автомобилистов.

И «безлошадные» граждане чувствуют каждое, вроде бы незначительное, на 10-20 копеек, на собственном кармане. Верная примета: подорожал бензин, жди новых ценников в магазине.

Очередным крупным скачком «порадовали» россиян поставщики топлива аккурат к ноябрьским праздникам. И если популярный АИ-92 подорожал в Вологодской области на 20 копеек, то ДТ (дизельное топливо) — аж на 2 рубля.

По данным Федеральной службы государственной статистики, цены на бензин в России в нынешнем году выросли почти на 30 %. И нет никаких предпосылок, что так не будет продолжаться и впредь.

За кордон!

Ребенку понятно, что при нынешних мировых ценах на нефть, зашкаливших за отметку в 40 долларов за баррель, добывающим компаниям выгодно гнать за рубеж столько топлива, сколько физически возможно. Объемы поставок фактически ограничены лишь транспортными возможностями — грубо говоря, пропускной возможностью пресловутой «трубы» и нефтяных терминалов.

Отдельные аналитики полагают, что на взлет мировых цен на нефть и нефте-продукты влияет тот факт, что на нефтяной рынок устремился «спекулятивный капитал», завышая цены до немыслимых высот.

Если российские нефтяные компании являются коммерческими структурами, то почему бы им не воспользоваться ситуацией себе на благо?

Рядовому российскому потребителю от успехов отечественных нефтяников не легче. Тем более что механизм ценообразования в российском секторе нефтепродуктов до конца рыночным назвать нельзя. Учитывая, что компании держат под контролем всю технологическую цепочку: от добычи нефти до производства бензина и его продажи в розницу через собственные сети заправок.

Может ли Правительство заставить компании уменьшить поставки топлива за рубеж, увеличить долю продажи на внутренний рынок или ограничить рост цен внутри государства? Некогда существовала система «балансовых заданий», которые Правительство давало нефтяным компаниям на поставку нефтепродуктов на российский рынок. Когда «балансовые задания» отменили, рост цен усилился, скачки стали более резкими.

Если не возвращаться к этой системе, возможен и другой путь. Правительство выступает за введение биржевого механизма определения цен на нефть и нефте-продукты. Тогда покупатели смогут приобретать бензиновые фьючерсы (с поставкой топлива через определенный промежуток времени), страхуясь от резких повышений цены. К сожалению, неизвестно, хватит ли у властей воли на введение такого механизма.

Влияют на то, чтобы добывающие компании оставляли часть нефти и нефте-продуктов в стране, и экспортные пошлины, устанавливаемые Правительством. С 21 ноября ставка экспортной пошлины на нефтепродукты повышена до 57 долларов за тонну (ранее составляла 45,4 доллара). Казалось бы, подними пошлину до запретительного уровня, и вся нефть и бензин будут оставаться в стране. Но на такой шаг никто не решится.

Тем паче, что регулировать цены экспортная пошлина практически неспособна с тех пор, как цены на заправках в России стали сопоставимыми с зарубежными.

Уговор приносит деньги?

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев полагает, что рост цен на бензин в России происходит не только из-за повышения мировых цен на нефть, но и из-за монополизации региональных рынков.

«На региональных рынках цены на бензин фактически диктуют одна-две компании», — заявил Артемьев. По его словам, структура 70 % региональных рынков позволяет компаниям по сговору неограниченно повышать цены на бензин. «Уровень монополизации за последнее время вырос в два раза. Если ранее среди всех предприятий 12 % составляли предприятия малого и среднего бизнеса, то сейчас их доля не превышает 7 %».

Попытки ФАС наказать подозреваемых в сговоре заканчиваются пшиком. Как мы помним, и в нашей области антимонопольщики предпринимали попытку доказать сговор двух крупных компаний в синхронном повышении цен на бензин, но те сумели отмести претензии.

Но и штрафы, которые грозили бы уличенным, не способны напугать участников этого сверхприбыльного бизнеса. По признанию Игоря Артемьева, они не превышают 15 тысяч долларов — «суммы, зарабатываемой монополистом за час». Правительство намерено увеличить сумму штрафа в десять раз. Что ж, «отобьют» за десять часов работы.

Дальше будет хуже

Уже сейчас предсказывается, что рост цен на бензин по итогам года приведет к тому, что порог инфляции в 10 %, установленный властями, будет превышен.

Соответственно это аукнется реальным снижением доходов населения. А ожидаемое вступление России в ВТО поставит внутренние цены на бензин вровень с европейскими.

Останется лишь печально вздыхать по временам не столь далеким, когда литр бензина стоил дешевле поллитровки обычной минералки.


Хотите чтобы у вас была особенная толстовка, но не знаете, где такую можно приобрести? Предлагаем вам узнать, какова на данный момент цена шелкографии на толстовках. А узнать это вы сможете только на сайте zap-media.ru. Читайте больше информации, узнавайте цены на наши услуги и мы будем рады вам помочь!

7
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.