Старушки на колесах

№20 (401) от 26 мая 2005 г.

На «ГАЗ-­69» в День Победы с удовольствием ездили по Соколу ветераны.

На День Победы в Соколе коллекционеры раритетных авто подарили ветеранам парад с участием редких машин.

Великая Отечественная отразилась и на истории советского автомобиля, считают владельцы раритетов.

«Свой «Запорожец» я однажды даже продал. Но вся душа изболелась после этого! Пришел к человеку, купившему у меня машину, и говорю: «Продай обратно». Так и выкупил снова», — Анатолий Кузнецов вертит в руках брелок с ключами от своего «ЗАЗ-685».

Даже ключи зажигания у «горбатого» сохранились «родные». «На брелке, как положено, ослик», — любовно поглаживает ключи Анатолий Валентинович. Кузнецов — частный предприниматель, на работу чаще ездит на иномарке «Suzuki» модели «Самурай». А «Запорожец» 1965 года выпуска у него — машина-фаворит, только для праздников и особых случаев.

В День Победы технику для парада предоставили три сокольчанина — Анатолий Кузнецов, владелец «Запорожца», Николай Игумнов, преподаватель автодела в школе и владелец моделей «ГАЗ-63А» и «ГАЗ-69», и предприниматель Сергей Першичев. У Сергея Аркадьевича целых четыре раритетных машины. В его «ГАЗ-69» на параде ехали ветераны. В каждой части Сокола авто останавливались, люди подходили поздравить участников войны. При этом организаторы рассказывали о каждой машине, чья история связана с войной. Анатолий Кузнецов узнал.

Альпинистс моторчиком

На выпущенном в 1951­-м году «ГАЗ-­67б» из коллекции Першичева когда­то ездил первый в Никольске автоинспектор.

К примеру, «ГАЗ-67б» из коллекции Першичева был сконструирован для нужд фронта на Горьковском автомобильном заводе и выпускался с 1943 года. Во время войны эти авто использовали для перевозки комсостава, разведки, связи и буксировки легких пушек.

«Мой автомобиль выпущен в 1951-м году, и на фронте, конечно, не бывал. Но у него тоже есть своя история», — рассказывает Сергей Першичев. Эту машину он приобрел в Никольске. Когда-то на ней ездил первый в Никольске послевоенный госавтоинспектор.

Армейский внедорожник «ГАЗ-69» начали выпускать уже после войны — в начале 50-х. Модель служила доказательством, что и после военных лет советская военная техника лучшая в мире — «газик» экспортировали в 56 стран. Машина получила признание за невероятную проходимость — ею пользовались даже альпинисты для путешествий по горам! Сейчас и в России, и за рубежом есть клубы любителей этой модели.

Кроме того, на «ГАЗ-69» поднимали послевоенное хозяйство, и авто получило название «Труженик». Такой автомобиль есть не только у Сергея Першичева, но и у Николая Игумнова. Его раритет воистину «труженик»: Николай Николаевич купил авто в одном из колхозов Вожегодского района в совершенно «заезженном» на тяжелой работе состоянии. Пришлось серьезно постараться над реставрацией, но сейчас его «газик» снова «живее живых».

Николай Николаевич — владелец и другой редкой машины. Это «ГАЗ-63А», выпущенный в 1953-м году, специально для сборки понтонных мостов (в них послевоенная страна особенно нуждалась). В 1953-м еще далеко не все взорванные мосты были восстановлены. Для подвозки и установки понтонов машина снабжена лебедкой. За всю историю Союза выпущено лишь 6340 таких авто.

В Сокол этот автомобиль попал с Новой Земли из воинской части, где был списан. В 70-х годах его привезли в школу для преподавания автодела. Николай Игумнов выучил на ней на водителей не одно поколение сокольчан. А позднее «ГАЗ» списали, и педагог купил его себе.

Он рассказывает десятки случаев о необычайной проходимости этой модели. Однажды под Новый год Игумнов отправился с учениками за елкой для школы да и прочно завяз на этом авто в болоте. «Не будь у машины лебедки — долго б нам там сидеть! Так увязли — фар не видать!» — восклицает Николай Николаевич. А так он поступил, как барон Мюнхгаузен, — вытащил себя сам. Трос обмотал вокруг огромного ивового куста и с помощью лебедки вызволил «ГАЗ». «Еще и кусок грязи с полболота вместе с машиной лебедка вытащила!» — смеется Игумнов.

Старенький, да удаленький!

Мотоколяска «С­3А», принадлежащая Сергею Першичеву, стала знаменитой благодаря комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

У Сергея Першичева есть и две «мирные» легковушки, но их создание тоже связано с войной. Мотоциклетная коляска «С-3А» Серпуховского мотоциклетного завода сконструирована специально для инвалидов — их не мало было после Великой Отечественной. У нее полностью ручное управление — сцепление, газ, тормоза, скорости.

А знаменитой эта модель стала благодаря комедии «Операция Ы» и другие приключения Шурика»: именно на таком авто ездил Евгений Моргунов, игравший роль Бывалого. «Кто здесь инвалид? — Ну, я — инвалид!» — с легкой руки Моргунова эта фраза «пошла в народ», и в советское время ею нередко дразнили владельцев «С-3А». Потому что ездили на ней далеко не всегда инвалиды.

Легковых машин после войны не хватало, но правительству нужно было дать народу-победителю хотя бы иллюзию богатой жизни. С этой целью и выпускались дешевые «С-3А» (якобы только для инвалидов, на самом деле — не только) и «Запорожцы». На них власти запрещали поднимать цены. Сергей Аркадьевич приобрел мотоциклетную коляску в Сокольском районе и отреставрировал в точности, как с заводского конвейера — даже окраска была подобрана в соответствии с «родной»: сам автомобильчик светло-зеленого цвета, а вот крылья у него голубые.

А самый старый в его коллекции «автомобиль победителей» «Победа» М-20 — первая послевоенная легковушка с символическим названием. «В ней все работает до сих пор, хотя она выпущена в 1949-м году. Даже радио можно слушать. Вот только ловит один «Маяк», — смеется Сергей Аркадьевич.

И он, и Анатолий Кузнецов, и Николай Игумнов ни за что не расстанутся со своими машинами, пусть кто-то и скажет: «Ненужное старье». Кому «старье», а кому — родная история…


Решили приобрести автомобиль? Предлагаем вам узнать, какова сейчас цена фиат дукато и вас это очень заинтересует. Удачной вам покупки!

53
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.