Назад, В Прошлое?

№31 (412) от 10 августа 2005 г.

«Под ружье» нас собираются ставить еще в школе.

Скоро вологодским школьникам придется «взяться за оружие».

Правительство намерено снова обязать всех старшеклассников проходить начальную военную подготовку (НВП).

НВП как предмет была отменена в школах еще в начале 90-х годов. А 6 июля 2005 г. Госдума РФ приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки к законам «О воинской обязанности и военной службе» и «Об образовании», которые, после одобрения Советом Федерации и Президентом, возвращают в школу обязательные уроки начальной военной подготовки в 10–11 классах.

Теперь во всех учебных заведениях в течение двух лет учащиеся будут изучать курс подготовки к военной службе с обязательным проведением учебных военных сборов. Оценка за НВП будет идти в аттестат. За два года школьникам предстоит изучить строевую подготовку, основы общевоинских уставов и организации армейской жизни. К тому же их научат разбирать и собирать автомат Калашникова, пользоваться противогазом и метать гранату.

Предполагается, что преподавать военную подготовку будут учителя «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), и этот предмет будет «предварять» НВП.

НВП: кто за?

Защитники введения НВП в школьную программу нашлись и среди депутатов, и среди общественных деятелей, и среди учителей.

Довод первый: «А вдруг война или какое другое мероприятие?» (Из армейского юмора).

Если, как говорят военные, в 2008 году все-таки произойдет переход на одногодичную военную службу, то введение НВП может быть, наверное, и оправданным действом.

Во-первых, этот предмет дает основы понимания ситуации в окружающем мире, во-вторых — он дает необходимые парню навыки, они пригодятся в любом случае: будет он служить или не будет.

Довод второй: «Знайте, вы не убиваете. Убивает оружие, врученное вам Родиной».

Парень должен уметь защитить себя, иметь навыки рукопашного боя, знать историю оружия, вооруженных сил, иметь сведения о сегодняшней расстановке сил в мире.

Кроме того, парень должен уметь пользоваться оружием: «Это саперная лопатка. Ею немножко так окапывают себя перед боем, чтобы после боя не тратить время на рытье могил». Если мальчик будет все это знать и уметь — он сможет приготовиться к некоторым неожиданностям армейской жизни.

Довод третий: «Если вам не нравятся эти сборы, мы устроим вам более другие»

Как заявил один из депутатов Госдумы, НВП нужна, дело только за тем, чтобы ее вели не такие преподаватели, как тот полковник, который уморил мальчишку в противогазе. Ведь именно во время подобных сборов в сентябре 2003-го года под Ханты-Мансийском погиб ученик 11 класса. Мальчику стало плохо во время марш-броска в противогазах, и он захлебнулся рвотными массами. Состоявшийся через некоторое время суд, рассмотрев дело по обвинению в гибели школьника руководившего сборами офицера, его оправдал.

Довод четвертый (учительский): «НВП — это дело добровольное, а не так, что хочешь — участвуешь, а хочешь — нет!»

НВП необходима, но она должна быть факультативной, чтобы от нее могли освободить по религиозным и медицинским соображениям. И вообще, в школе должны изучать не НВП с ее армейской муштрой и строевой подготовкой, а основы воинской службы, на которых детям дадут знания о воинских должностях и покажут, как устроено оружие. Если кто-то из мальчиков пойдет служить потом в армию, ему будет легче.

«Кто там против, не вижу фамилии?»

Но в целом, судя по тому, что прозвучало в эфире ТВ и на страницах прессы, педагогическая общественность расценила введение НВП отрицательно.

Противники НВП убеждены, что НВП в школе вводят, так как сложилась такая ситуация, при которой одним из самых сильных лобби в стране является военно-спецслужбистское лобби, которое всеми своими действиями создает у нас образ «врага вокруг нас».

Преподавание НВП в школе изначально настраивает обучение на милитаристский лад, без каких-либо вариантов, особенно это касается представителей разных не приемлющих войну конфессий, чьи дети учатся в школе.

Кроме того, НВП была всегда чрезвычайно неэффективна: военруки — это не профессиональные педагоги, поэтому часто НВП — просто потеря времени. Офицеры в отставке успешно прививали детям дух казармы, казарменного юмора и преклонения перед портянкой. Их цитировали как сборники анекдотов. Это было любимое занятие у всех школьников: а наш энвэпешник говорил так, а энвэпешник отмочил такое!..

Более того, пользы в этом предмете нет никакой. На занятиях по НВП не рассказывали, как ориентироваться по сторонам света или разжигать от одной спички костер. Вместо этого процветала шагистика, это тем более бессмысленно, что, скажем, современное ведение боя предполагает наличие у бойца партизанских навыков. Вряд ли на НВП будут учить передвигаться скрытно на местности.

И один из самых главных аргументов: а деньги где взять? Введение НВП потребует «огромных средств», поскольку «в школах уже давно закрыты все тиры, оснастить все школы оружием, что потребует соответственно оборудовать комнаты для хранения его и боеприпасов, поставить решетки и сигнализацию. Необходимо будет найти педагогов и обучить их, разработать учебно-методические пособия, в учебные планы школ (и без того перенасыщенные) внести изменения: в них либо нужно будет найти «окна», либо увеличить количество учебных часов, либо отобрать часы у других предметов. Об этом, видимо, подумают «опосля».

И, наконец, обязательная НВП нарушает права желающих пройти альтернативную гражданскую службу: призывнику становится почти невозможно доказать, что он не может брать в руки оружие.

Ну, а мой знакомый отнесся к этой новости по-философски: «Ну и я был и там и там, в институте тоже ничего хорошего нет, одно изображение из себя дрессированной ученой обезьяны на потеху преподавателям, более того — и на работе ничего хорошего тоже нет, бессмысленная ежедневная борьба за существование. Тогда почему, собственно, и не сходить в армию. А НВП в школе — это, конечно, «мертвому припарки».

Комментарии:

Вадим Федин, директор

школы № 28, г. Вологда:

«На данный момент у нас такого предмета в плане нет. Вы знаете, все, что задумывается наверху, до школ доходит не ранее чем через год. И к нам еще приказ не спускали.

Конечно, я не приветствую это нововведение. Каждый должен заниматься своим делом. И Министерство обороны не должно перекладывать свои функции на другие ведомства, я имею в виду Министерство образования.

В начале 90­х, когда был принят новый Закон об образовании, этот предмет разрешили преподавать факультативно. Нам тогда пришлось переписывать Устав школ под это дело. Сейчас снова, видимо, придется.

Не ясно, где они (чиновники) найдут столько отставников, чтобы преподавать этот предмет, и на какие средства. Ведь материальная база, которая во времена СССР была очень хорошая, в большинстве школ пришла в упадок, а где и вовсе ликвидирована».

Олег Молодцов,

директор школы № 41, г. Вологда:

«Вообще­то НВП никуда не исчезала. Она просто был составной частью курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). У нас и сборы военные проходили. Просто в соответствии с Законом об образовании это было по желанию. Но из ребят редко кто отказывался посещать этот предмет. Я думаю, произойдет просто расширение внутри курса ОБЖ.

Что касается введения данного предмета — не думаю, что это будет какая­то муштра, марширование. Надо бы сначала посмотреть, чем этот курс наполнят, что это будет за программа, потом можно уже будет делать выводы».

35
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.