Под подозрением

№33 (465) от 15 августа 2006 г.

На страницах отчета директора шведских музеев ставят свои подписи и своей карьерой отвечают за каждую крону.

«То, что случилось в Эрмитаже, не идет ни в какое сравнение с тем, что годами и десятилетиями творится в музеях Вологодчины», — считает вологодский коллекционер Михаил СУРОВ.

Главная беда в том, что система учета ценностей в наших музейных хранилищах осталась на советском уровне, когда действовал принцип: все вокруг народное, все вокруг мое. А значит — ничье…

На самом деле решить проблему с охраной ценностей не так уж и сложно. И сделать это можно путем нанесения на каждый экспонат современной цифровой маркировки (как это делается сегодня в любом супермаркете!). Привлечения больших дополнительных средств это не потребует. Так же, как и дополнительного штата сотрудников.

Следующий шаг — полная инвентаризация библиотечных и музейных фондов, фото­ и видеосъемка экспонатов коллекций, техническое переоснащение музеев, архивов и библиотек. За счет чего? Да просто прекратить финансирование разного рода пустопорожних семинаров, научных конференций, презентаций, симпозиумов, коллоквиумов, круглых столов и т.д., которые, по моему глубокому убеждению, придуманы лишь для замаскированной траты и списания бюджетных средств.

Согласен я и с теми музейными работниками, которые сегодня не боятся говорить о необходимости «устранения перекоса в сторону активной, зачастую — популистской, очковтирательской выставочной деятельности музеев…». Ведь выставки не должны заменять главного дела музеев — обеспечения сохранности их фондов.

Далее следует законодательно разделить понятия «фондовый хранитель» и «музейный научный сотрудник». В зарубежных музеях хранитель — должность чисто техническая, а разработкой концепций и написанием монографий занимается куратор коллекции, освобожденный от нудного инвентарного труда. У нас же место хранителя — вершина в «научной» карьере, к которой стремятся годами и за которую держатся изо всех сил, видимо, потому, что это — очень хлебное место…

Я знаю, о чем говорю, поскольку тесно сотрудничаю с музеями многих стран. Это у себя на Родине я — «невыставной», персона нон грата. Между тем мои коллекции выставлялись на Украине, в Польше, Германии, Канаде, Австралии. В Королевском музее Стокгольма до сих пор идет выставка «Север встречается с Югом», которую с мая уже посетило полмиллиона человек.

Так вот, в Швеции хорошо умеют хранить художественные ценности и считать музейные экспонаты. В этом я убедился лично, потому что сам был в хранилищах, сдавал и получал свои экспонаты.

Прежде всего там существует отлаженная система контроля по расходованию выделяемых музеям бюджетных средств. Открытая, полностью прозрачная отчетность КАЖДОГО шведского музея перед общественностью.

Ежегодно директоратами всех музеев страны выпускается многостраничный отчет, который включает в себя абсолютно все: от расходования казенных денег на зарплату, организацию выставок и биеннале, закуп и сохранение фондов, исследования и научную работу, даже — на кофе и сандвичи для сотрудников до выручки за билеты и аренду экспонатов для съемок в телесериалах.

И если вдруг случается недостача или перегиб в расходах, общественный совет, действующий при каждом музее, имеет право разорвать контракт и назначить другого директора. На сегодня шведский опыт один из самых удачных в мире. Может быть, пора и нам пойти по этому пути?

Большинство музеев находится в старых, не приспособленных для музейного хранения зданиях, где создание защиты от криминала и пожаров требует огромных вложений и времени. Ежегодно на поддержку материальной базы российской культуры требуется 9,5 миллиарда рублей. Пока эти средства не будут выделяться, проблема сохранности культурных ценностей не исчезнет. Вот тут­то бы и пригодился наш пресловутый Стабилизационный фонд! Отщипнуть от него эти деньги — он бы даже не дрогнул, а дело для российской культуры сделали бы большое.

Пока же шумиха, поднятая вокруг музеев, больше напоминает спланированную акцию заказного характера. Немножко самобичевания, немножко пиара и активная кампания в федеральных СМИ… И все для чего? Да для того, чтобы подготовить сознание народа к возможной приватизации музеев, к передаче их в частные руки. А вот этого бы не хотелось. Культура — дело все­таки государственное.


Вас интересует консолидация отчетности и вы хотели бы узнать об этом больше интересной информации? Предлагаем вам посетить сайт www.intalev.ua и именно тут вы узнаете обо всем самом интересном.

20
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.