Берегись автомобиля

№46 (478) от 16 ноября 2006 г.

На СТО «Альянс­авто», которая частично принадлежит хозяевам «Димона», сейчас ремонтируют 9 разбитых «Фордов».

«С того момента, как вы садитесь в такси, я не дам за вашу жизнь и копейки», — говорит командир отдельного батальона ГИБДД Сергей Матвеев.

После отмены лицензирования с июля 2005 года любой может нарисовать на машине шашечки и заниматься частным извозом. Ежедневно в городе на линию выходят работать около четырехсот такси, не считая водителей­частников и нелегалов. Самые прибыльные дни — праздничные, самый доходный период — зимний.

Время платить

Обычные условия найма водителя (как правило, заключающего устный договор с владельцем фирмы) — абонентская плата 2000 рублей в месяц, 500 рублей за аренду рации, 1 рубль с заказа на оплату диспетчеру.

Сегодняшний тариф в такси составляет примерно 8 рублей за километр. Причем за последние два года он не менялся. Таким образом, с учетом всех выплат и затрат на бензин у таксиста, работающего на личном авто, «на кармане» оседает около 20­25 тысяч рублей в месяц.

Другое дело водитель, нанимающийся работать в фирму, которая предоставляет ему свою автомашину. По словам таксистов, работающих в «Димоне», в зависимости от марки и стоимости автомобиля водитель ежедневно выплачивает фирме стоимость аренды: «Ниссан­Премьера» — 1000 рублей в сутки, «Форд­Фокус 2» — 800 рублей в сутки, «Дэу­Нексия» — 700 рублей в сутки.

Сколько же нужно работать, чтобы платить такие деньги ежесуточно и приносить что­то в семью? «Не так уж и много, — поясняет таксист «Димона» по имени Алексей. — Наши таксисты в среднем зарабатывают 2­2,5 тысячи рублей за 8 или 10 часов. Это те, кто профессионалы, а не новички. Вычтите отсюда все взносы и затраты на бензин, и получится, что в семью этот таксист приносит по 15 тысяч в месяц. Это хорошие деньги».

Шашки в ножны

У горожан к работе автоизвозчиков свои пожелания. Таксист должен быть трезвым, вежливым, машина — исправна и вымыта, стоимость оговорена заранее и неизменна во время пути. Кроме того, должны быть хоть какие­то гарантии безопасности. А кто их даст?

«Никто, — уверен начальник батальона ГИБДД УВД ВО Сергей Матвеев. — Абсолютно бесконтрольный бизнес в этом плане».

Десятилетняя школьница Настя Ракитина попала под автомашину такси «Димон» на улице Конева в феврале. «Мы были в шоке, — рассказал Настин папа Александр Ракитин. — Как и любые другие родители, переживающие за своих детей. Настя лечилась в больнице, потом находилась дома на больничном. Слава Богу, обошлось. Сейчас дочка ходит в школу, и у нее все хорошо».

Вологжанке Наталье Михеевой тоже повезло просто сказочно: «Я поймала на улице частника с желтыми шашечками на крыше, когда возвращалась с дня рождения сестры, — с ужасом вспоминает Наташа. — Таксист нарушил правила, вылетел на перекресток улиц Ярославской и Ленинградской возле «Золотого ключика» и столкнулся с «Нивой». Водитель был весь в крови, стекла полетели мне в лицо, но я успела закрыться рукавом пальто и не пострадала, потому что удар пришелся в левое крыло. Я теперь не езжу на такси вообще. Страшно».

Как только автомобиль такси попадает в аварию, водитель сразу снимает шашечки с крыши и антенну. Такое условие во многих фирмах ставят при приеме на работу. «Таким образом, приведенная статистика ДТП с участием такси далеко не объективна, — подтверждает командир батальона ГИБДД Сергей Матвеев. — Часто приезжаешь на место происшествия, а потом случайно обнаруживаются шашечки в багажнике пострадавшей автомашины. Но водитель уверяет, что они попали туда совсем случайно. Никто не афиширует своей причастности к такси».

Без права на езду

Все, что требуется от потенциального перевозчика пассажиров: медицинская справка, водительские права, паспорт, талон техосмотра, документы на автомашину. Только в такси «Сказка» и «Муниципальное» у корреспондента «Премьера», пытавшегося устроиться «на работу», спросили, есть ли у него три года водительского стажа. Владелец этих такси Виктор Попов поясняет, что не снял это условие при приеме на работу, памятуя о приказе № 200 Минавтотранса от 1981 года, который никто не отменял и по которому водители таксомоторов обязаны иметь стаж.

«А у нас это условие необязательно, но мы проверяем водителей, — пояснил владелец такси «Димон» Юрий Тарбаков. — Правда, срок ответа на запрос иногда составляет месяц. Это, между прочим, не мы придумали — это ГИБДД!»

Садясь в машину, вы не можете быть уверены в том, что водитель не лишен прав. «В этом году мы задержали несколько таксистов, водительские права которых недействительны, они их попросту лишены, — поясняет Сергей Матвеев. — Вот, например, в такси «Димон» таковых оказалось 16 человек, в такси «Звезда» — 11».

При задержании водитель в нетрезвом состоянии объясняет, что права забыл дома. Потом он их точно так же «забывает», приходя на заседание суда. И… все. Лишенный прав таксист преспокойно предъявляет их работодателю и выходит на линию. «Мы готовы поставить проверку водительских прав и пригодности водителей такси на поток. Мы можем даже выделить под это дело людей, оборудование, кабинеты, — разводит руками Сергей Матвеев. — Мы­то готовы, а вот владельцы такси — нет. Хотя были попытки переговоров. Но… к сожалению, пока не будет закона — не будет и порядка».

Матвеев убежден, что необходимо вернуться к обязательному лицензированию для таксомоторных фирм на перевозку пассажиров, регулировке режима труда и отдыха, потому что иной раз в погоне за рублем таксист работает по 18 часов без сна, ввести контроль за организацией перевозок и обязательный водительский стаж не менее 5 лет. Вот тогда, садясь в такси, можно быть уверенным, что точно доедешь до пункта назначения. Живым.

28
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.