Ударить по газам

№2 (486) от 17 января 2007 г.

Большинство опрошенных «Премьером» хотят пользоваться безопасным транспортом ,пусть это и дороже.

Тарифы на проезд в городском транспорте могут снизиться, если перевозчики перейдут на газовое топливо.

Скоро вологжане узнают, каким будет новый тариф на проезд. Можно ли остановить удорожание, узнавали журналисты «Премьера».

Как поясняют экономисты, есть два способа: либо через укрупнение частных перевозчиков (сейчас их так много, что на всех не хватает ни пассажиров, ни соответственно доходов), либо с помощью перехода с жидкого топлива на более дешевое.

Сейчас в Вологде полтора десятка крупных и несколько мелких частных перевозчиков пассажиров. На условиях анонимности несколько предпринимателей признались, что у них самостоятельный развитый бизнес, поэтому объединяться с кем­либо из конкурентов просто не нужно, а в чем­то и невыгодно.

Зато переход на более дешевое топливо — газовое — вполне реален. Некоторые частные перевозчики уже давно заправляют свой автотранспорт сжиженным газом, однако продолжают требовать повышения тарифов.

Опыт есть, выгоды нет

В 2000 году программа перехода общественного транспорта на сжатый и сжиженный газ начала действовать в Череповце.

Но заведующий Транспортным отделом мэрии Череповца Игорь Волков не стал называть этот опыт принесшим экономическую выгоду. «У газодизелей очень неудачная конструкция, которая не вписывается в автобусные условия, — пояснил он. — Так что они всю выгоду «съели», и мы от них отказались. Из­за их несовершенной системы двигатели выходили из строя и получился перерасход по ремонту. Нормально отработали карбюраторные двигате ли».

Поскольку соотношение неудачных газодизелей и удачных карбюраторных двигателей на череповецком транспорте было 50/50, та экономия, которая могла получиться от работы одних, свелась к нулю изза неэкономичности других.

На сегодняшний день практически все череповецкие автобусы, работавшие на газе, уже списаны по износу, их заменили работающими на жидком топливе. Несколько «газовых» автобусов, еще не выработавших свой ресурс, продолжают работать на пригородных маршрутах.

Игорь Волков считает, что на сегодняшний день в России нет правильно разработанного серийного газового двигателя. Повторения эксперимента 2000 г. в Череповце пока не ожидается.

Взрывоопасно

По мнению вологжанина Сергея Мальцева (его транспорт, заправляемый газом, работает на 9 городских маршрутах), остановить удорожание проезда невозможно. «Ловушка, в которую мы попали, — дизели, — рассказывает предприниматель. — Раньше дизельное топливо стоило 9 рублей за литр, и многие попались на эту удочку. Большинство городских автобусов работают именно на дизеле. А теперь оно — 19 рублей, а с дизеля на газ не перейти». Мальцев признает, что заправка газом выгодна для него (стоимость литра около 10 рублей), однако повышение платы за проезд все равно необходимо.

Как нам стало известно, предложение перевести автобусы на сжиженный газ поступало ПАТП1 из областного правительства, однако специалисты предприятия категорически воспротивились этому. По их мнению, переход на более дешевое топливо неизбежно приведет к значительному перерасходу средств изза поломок автотранспорта.

«Единственная польза от перехода на газ — для экологии, — пояснили нам. — Но об экономичности говорить не приходится. Движки могут выйти из строя, мощности теряются… Если учесть, сколько изза газа бывает простоев и сходов, это с лихвой перекроет всю выгоду. Время заправки увеличивается до 3040 минут».

Еще перевозчики опасаются возможных катастрофических последствий в случае аварии: ведь газ взрывоопасен, и достаточно небольшого по силе столкновения, чтобы случилось непоправимое…

В 2006 г. по вине водителей автобусов произошло 48 ДТП, в которых погибло 9 человек и ранено 87.

Почему бы и нет

Для специалистовгазовиков упомянутые страхи несерьезны. Они уверены, что современные технологии имеют возможность все предусмотреть.

Так, технический директор ООО «Вологданефтегаз» Владимир Козлянников убежден: поломки у череповчан мог спровоцировать неправильный монтаж оборудования, а вовсе не вид топлива.

Также Владимир Сергеевич заверил «Премьер», что современное газовое оборудование оснащено мощной системой безопасности, которая срабатывает в аварийной ситуации. Кроме того, предупредить возможные поломки должен своевременно и тщательно пройденный техосмотр.

В Вологде переоборудовать единицу автотранспорта под два вида топлива стоит 1215 тыс. рублей за само оборудование и 35 тысяч за его монтаж. Владимир Козлянников убежден в том, что если такой транспорт используется много и часто, все затраты окупятся в течение месяца.

Сколько стоит проезд в других регионах

Плюсы и минусы газового топлива

98
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.