НЕЗДЕШНИЙ ГОСТЬ

№37 (521) от 19 сентября 2007 г.

Рудольф Нуреев в спектакле «Юноша и Смерть».

После спектакля «Нездешний сад» зрительнице вызвали «Скорую помощь».

15 СЕНТЯБРЯ стало настоящим «женским днем» для вологжанок — именно они составляли основную часть публики, которая собралась в этот день в ДК ПЗ на спектакль «Нездешний сад». Когда на сцену вышел актер Дмитрий Бозин, игравший Царя танца Рудольфа Нуреева, в зрительном зале раздались восхищенные стоны… Вот она, сила искусства!

Спектакль рассказывает о фантастическом танцовщике Рудольфе Нурееве, попросившем политического убежища во Франции во время гастролей. Рассказывает языком Виктюка — пластика Бозина и эффектная сценография магически воздействовали на вологжан. Одной зрительнице, впечатленной энергетикой спектакля, пришлось вызвать «Скорую помощь» — женщина долго сидела в зале, прижав руку к сердцу, дожидаясь врачей.

В это время поклонницы Дмитрия Бозина штурмовали гримерку. Их букеты были похожи на произведения искусства — актеру дарили лилии, розы, ирисы… «Я сама придумала этот букет, — рассказала девушка, демонстрируя трехъярусный букет из ирисов. — Я думаю, что Диме понравится». Изысканные фиолетовые цветы и листья украшали приклеенные фиолетовые стразы.

Загадка характера

Пока публика, как это обычно бывает после постановок режиссера, обсуждала «послевкусие» — перипетии жизни Нуреева, работу актеров и самого Виктюка. Интересно, что Виктюк использовал на этот раз в качестве декораций выставленный полукругом экран и закольцованный балетный станок. Поэтому, хотя имитации балета почти не было, идея танца присутствовала как на сцене, так и на экране, на который транслировались документальные кадры из спектаклей и жизни Нуреева.

12 лет назад во Флоренции Виктюк пообещал смертельно больному Нурееву, что однажды поставит о нем спектакль. Обещание выполнил, и Нуреев в «Нездешнем саду» — Царь танца, эгоистичный, яркий и летящий. Смог ли Дмитрий Бозин отразить сложный характер танцовщика? Смог ли оправдать ожидания вологодской публики, которая ждала очередного скандального открытия? Для большинства история Нуреева была сыграна безукоризненно — далекие от балета открыли для себя трагического и роскошного Рудольфа, а знатоки наслаждались трактовкой режиссера, который выбрал в основу спектакля сложные отношения творца с родиной, а не его «звездный» характер, умение зарабатывать деньги и безграничную сексуальную привлекательность для представителей обоих полов.

Сексуальная ориентация танцовщика — тоже не тема. Хотя до сих пор иностранные СМИ обсуждают, кто был первым любовником Рудольфа Нуреева, и была ли беременна от него балерина Марго Фонтейн, Виктюку важны болезненные отношения танцовщика с самим собой и обществом. Родина Нуреева — сцена, где он абсолютно одинок, и никакие триумфы не могут избавить его от внутренней пустоты.

Мужчина и Женщина

Как рассказывают очевидцы, Рудольф Нуреев на сцене был похож на Бога и Черта. По словам критиков, «в нем была какаято животная сексуальность, словно женское и мужское начало сплелись в один затейливый клубок в этом прекрасном теле». Он был амбициозным человеком: захотел стать первым танцовщиком, выступать в ведущих театрах мира и добился своего — стал лучшим в балетном мире. Он — редкий танцовщик, кто не прошел через школу кордебалета, прыгнув сразу же в солисты Кировского театра.

Фактурный Дмитрий Бозин даже внешне чем-то похож на знаменитого Нуреева. | Фото автора

В хрущевские времена, в июне 1961 года, Нуреев бросился через ограждения и стал перебежчиком. На родине его объявили вне закона и заочно дали 7 лет лишения свободы. Виктюк, лично знавший танцовщика, утверждает, что этот шаг Рудольф сделал не под влиянием эмоций, а прагматически точно рассчитав, что на Западе его талант лучше оценят, нежели в Союзе.

Спектакль можно показывать школьникам, чтобы познакомить новое поколение с временами «железного занавеса». На первом выступлении Нуреева в Париже советское посольство сделало все, чтобы сорвать спектакль. Из Союза переслали три письма: два от родителей, которые звали его вернуться, и одно — от любимого учителя Пушкина, которого заставили в КГБ написать письмо Нурееву с той же целью: учитель призывал ученика одуматься. Письма принесли в день выступления в театр. Естественно, Нуреев страшно занервничал. Не ограничившись моральным давлением, советские представители в Париже попытались попросту сорвать спектакль. Когда Нуреев вышел на сцену, из зала начали кричать и свистеть. Под ноги танцовщику полетели монеты. Нуреев должен был всё время следить, чтобы не наступить на них и не поскользнуться. Но спектакль прошёл благополучно и с огромным успехом.

В «Нездешнем саде» показано, как болезненно переживал танцовщик вынужденную разлуку с родителями. Отец до самой смерти так и не простил сына за этот поступок. На родине имя Нуреева было под запретом. Только через 26 лет после побега Рудольфу удалось повидаться с матерью… Так что проклятием его жизни был не только СПИД, подцепленный вроде бы случайно — при переливании кроки после автоаварии. Чувство вины перед родителями было самым мучительным.

В спектакле Дмитрий Бозин под режиссерским началом Виктюка передает страдания своего героя. Правда, взбираясь по лестнице успеха, Рудольф бывал очень жёстким, а порой и жестоким. Творчество и личную жизнь он не разделял. Это был «ходячий, танцующий и летающий секс», как писали о танцовщике репортеры светских хроник. Вспоминают, что наш великий танцор имел скверный характер. Вспыльчивый, эгоистичный, капризный человек, настоящий тиран, особенно в отношении близких людей и своих партнеров и балерин, занятых в его балетах. «Я хочу. Ты должна», — обычно этими словами Нуреев резюмировал творческие задачи, которые он ставил перед артистами.

Пугачева и Галкин — в руках Виктюка?

Премьера «Нездешнего сада» состоялась в 2004 году. Виктюк до сих пор говорит, что это адски тяжелый спектакль со сложнейшей современной хореографической постановкой. Фактически всё действие «Нездешнего сада» проходит у балетного станка. В этом спектакле Дмитрий Бозин не только демонстрирует тело фактурного красавца, но и показывает душу танцовщика.

Сейчас, как говорит Виктюк, он репетирует и днем, и ночью. Он хочет поставить несколько работ. Один спектакль — для Ефима Шифрина, Максима Галкина, Андрея Данилко, а второй — для Татьяны Дорониной, Елены Образцовой и Аллы Пугачевой. Актрисы по сюжету живут в доме престарелых, где они заняты тем, что все время выясняют, кто из них был знаменитее. Если театр не будет гастролировать с этими спектаклями, в афише Виктюка достаточно спектаклей с Дмитрием Бозиным, которые Вологда еще не видела. Например, история о Дон Жуане, который соблазняет бесконечное количество женщин, а потом влюбляется в юношу. Такого Дон Жуана мы еще не видели.



Собираетесь лететь в отпуск в другую страну? Из-за плотного рабочего графика даже нету времени поехать в аэропорт и приобрести билет? Предлагаем вам забронировать авиабилет через Бравоавиа на сайте www.bravoavia.ru и вам не придётся стоять в долгих очередях. Приятного вам путешествия!

77
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.