ВЕЛИКИЙ «ВОР»

№39 (523) от 3 октября 2007 г.

«Я хочу немножко отвлечь вас от действительности. Подарить сказку», — заявила мировая знаменитость, сценарист, работавший с Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.

87летний Тонино Гуэрра приехал в Вологду вместе со своей женой Лорой. Лора — русская, и именно она была переводчиком супруга. Кроме того, областную столицу посетил друг Гуэрра мультипликатор Андрей Хржановский. Вместе с великим сценаристом он создал анимационный фильм «Лев с седой бородой», имевший невероятный успех у западных зрителей. В Вологде состоялся показ этого мультфильма, а также картины «Долгое путешествие», созданной по эротическим рисункам Феллини.

Выглянул в «окошечко»

Тонино Гуэрра — человек­легенда — привез в областную столицу свои картины. Напомним, что маэстро не только гениальный сценарист, но и художник, скульптор, дизайнер, литератор. Воспоминаниями о великих людях, стихами, мыслями и оптимизмом он поделился со всеми вологжанами, пришедшими на открытие выставки 25 сентября.

Среди посетителей галереи «Красный мост» оказалось немало известных горожан — первый заместитель губернатора Иван Поздняков, художник Владимир Корбаков, режиссер Снежана Малашина («Быль монастырская», «Апрельская капель»), флорист Елена Антипина и другие.

«Для себя я посчитала за счастье прийти на выставку Тонино Гуэрра, увидеть его воочию… Я видела много его фильмов, и мне он интересен сам по себе: как человек, мудрейший, все в жизни повидавший, но сохранивший искреннее, дет­ское восприятие мира, умеющий увидеть и подарить сказку. Этот человек уже не принадлежит Италии или какой­то другой стране, так велик его вклад в мировую культуру», — поделилась впечатлениями Елена Антипина.

Несмотря на преклонный возраст, Тонино Гуэрра за четыре дня пребывания на Вологодчине успел побывать в Спасо-Прилуцком и Кирилло-Белозерском монастырях, посетить Ферапонтово и усадьбу Брянчаниновых в Грязовецком районе, изучить вологодский Кремль.

«Я вор», — сам про себя заявил Тонино Гуэрра на пресс­конференции. По словам сценариста, он «ворует» в других странах вдохновение и художественные образы, чтобы использовать их потом в своем творчестве. К примеру, в СпасоПрилуцком монастыре ему понравилась одна из внутренних дверей. Как пояснил маэстро, теперь он знает, какие двери хочет сделать в своем доме. Вологодские монахи воспользовались случаем и получили у Гуэрра автографы.

Как рассказали организаторы выставки, приезд мировой знаменитости в маленькую Вологду стал возможен благодаря небольшому «окошечку» в расписании выставок во время визита Гуэрра в Россию: между экспозицией в столице, а потом в Армении оставалось пять дней, и на эти пять дней картины привезли в Вологду.

Сказки от Тонино

По словам Гуэрра, создавая свои коллажи, он хотел, чтобы люди отвлекались от повседневности, от проблем и зла, которые витают над миром. Как пояснил художник, он старался придать работам русский колорит — цвета, что он использовал, ассоциируются у него с Россией и Арменией.

Напомним, что Гуэрра многое связывает с нашей страной. В Россию он приехал по совету друга, чтобы спастись от творческого застоя. «Меня спас белый снег», — признается маэстро впоследствии. Для Андрея Тарковского пишет сценарий к картине «Ностальгия». Здесь же он знакомится с женой — гражданкой СССР Элеонорой Яблочкиной.

На пресс­конференции в Вологде Тонино Гуэрра рассказал, что, по его наблюдениям, Россия с советских времен не во всем изменилась в лучшую сторону. По словам маэстро, ненормально и даже преступно, когда одни граждане имеют миллиардные состояния, а «ежемесячный доход пенсионеров не превышает 100 долларов». Но больше, чем за свою любовь — Россию, он переживает за свою родину — Италию. «Россия огромная сильная страна, а Италия — маленькая, у нас нет никаких полезных ископаемых. Все наше богатство — умение создавать красоту, но в последнее время ее ловко научились подделывать китайцы», — заявил Гуэрра.

Сценарист поделился воспоминаниями о великих друзьях. Например, о Феллини. Гуэрра рассказал, как вместе с другом они любили разыгрывать других людей. К примеру, заходили в модный салон, торгующий мужскими галстуками, и начинали торговаться за покупку, уверяя, что приехали из деревни, а у них в деревне в магазинах так принято. Как ни объяснял продавец, что в модных салонах так не поступают, убедить назойливых покупателей не удалось: они безуспешно сбивали цену с 25 тысяч лир на меньшую, пока снова не вернулись к первоначальной стоимости. Затем вручили продавцу 30 тысяч лир и гордо удалились. А на предложение забрать сдачу надменно бросили: «В нашей деревне сдачу брать не принято».

Из досье «Премьера»

Тонино Гуэрра — гениальный сценарист, литератор, дизайнер и художник, родившийся на севере Италии 16 марта 1920 года. Работал с Микеланджело Антониони (12 фильмов), Франческо Рози (7 фильмов), Федерико Феллини (4 фильма), Андреем Тарковским и другими великими режиссерами. Дважды его работы получали «Оскара» («Амаркорд», «Блоу-ап»), шесть раз номинированы на эту премию. Имеет 8 наград фестиваля в Каннах и три — фестиваля в Венеции. Им написаны сценарии более чем к двум десяткам культовых всемирно известных картин.

Тонино Гуэрра и его муза Элеонора поразили вологжан оптимизмом и детской искренностью в общении. | Фото Ирины Шевелевой

32
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.