Фильм длиною в жизнь

№49 (533) от 12 декабря 2007 г.

Сергей Валентинович рассказал о своей работе во время мастер-класса, прошедшего в рамках кинофестиваля «Фрески Севера». | Фото Натальи Михайловой

«В последнее время мы стараемся включать в состав группы молодых людей. Потому что хоть и собираемся жить долго — я лично не меньше чем лет до 70ти, — нашей жизни все­таки не хватит, чтобы закончить картину», — заявил создатель уникальной ленты «Рожденные в СССР».

Неигровой фильм рассказывает о судьбе двадцати человек, рожденных в уже не существующей империи. Над картиной работали как советские «киношники», так и представители Великобритании, где похожим проектом занимался режиссер Майкл Аптед.

Рожденные в СССР

Герои ленты — обычные люди из разных социальных слоев, из семей различного материального достатка и вероисповедания. Юноши и девушки родились в разных уголках Союза: в столице Киргизии Бишкеке, в маленьком городке на Байкале, в отдаленном селе Ярославской области, в столицах России — Москве и Питере — и других регионах. С 7летним интервалом их судьбу отслеживает съемочная группа: ребят снимали — в 7 лет, 14 и 21 год. Сейчас некоторые из них живут уже за границей, например, в США и в Израиле. Они размышляют о добре и зле, войне и мире, свободе и зависимости от обстоятельств, терроризме и любви.

В ходе картины оказывается, что, несмотря на религиозные, социальные и материальные различия, все молодые люди единодушно хотят только одного — мира и свободы. К примеру, глубоко верующая дочь православного священника живет в плену родительской воли и страдает под ее тяжестью: даже мужа она не может выбрать сама. Атеистыдвойняшки из Израиля, брат и сестра, каждый день рискуют быть убитыми, поскольку воюют на границе свой страны и считают себя заложниками войны. Молодой киргиз, мусульманин Алмаз говорит о зависимости от законов рынка, изза которых он потерял бизнес и теперь не знает, как прокормить жену и сына. Как дальше сложится жизнь рожденных в СССР? Кинематографисты собираются отслеживать это и дальше с интервалом в семь лет.

О терроризме

и «горбатом дяденьке»

Во время мастеркласса зрители задали Сергею Мирошниченко целый ряд вопросов.

— По каким критериям вы отбирали героев для фильма?

— Мы смотрели, чтобы не повторялись лица, чтобы герои отражали весь спектр социальных групп, чтобы ребята общались легко и непринужденно. Однажды нас хотели обмануть: в Киргизии родители заявили, что их сыну 7 лет, а когда мы приехали на съемки в школу этого мальчика, оказалось, что ему уже 10. Мой помощник и соавтор Майкл Аптед пришел в ужас: снимать некого, деньги, потраченные на организацию съемок, пропадают, а что делать? И вот в той же самой школе я увидел, как строем идет класс, семилетние ребятишки, и один из них отстал, я схватил его за руку и сказал: «Вот он будет сниматься». Это и был Алмаз.

— Почему ваш фильм почти не показывали в России?

— В СССР фильм о 7летних прошел плохо. Дети сказали несколько слов о Горбачеве. На вопрос о том, кто это, один мальчик рассмеялся и сказал: «Горбатый дядька», а другая девочка заявила, что Горбачев ей не нравится «изза некрасивого родимого пятнышка». Дети же врать не умеют. Картину о 14летних также показывали плохо и мало, а вот 21 год показали по всей стране благодаря каналу «Россия». Очень большой отклик был за рубежом. Когда вышел первый фильм о 7летних, валом повалили письма трудящихся, и я впервые понял, что значит быть знаменитым за границей. Мне писали какие­то дальнобойщики из Англии, жители Австралии, Норвегии, в общем, отовсюду. Общий смысл посланий: «Советский человек не такой ужасный, злой и жестокий, как нам рассказывали, у него есть сердце». После третьего фильма студенты одного из колледжей в США не поверили, что герои картины — реальные люди. Они скинулись на билеты и пригласили нас к себе — я не знал, кто оплачивает поездку, а когда узнал, было очень неудобно. После просмотра картины мы беседовали полтора часа, в том числе и о событиях 11 сентября. В фильме тема терроризма возникала почти постоянно. Оказалось, многие студенты считают, что в том, как относятся к США во всем остальном мире, есть вина американских политиков — они слишком грубо вмешиваются в культуру других стран.

— Какой вывод для себя самого вы сделали, работая над картиной?

— Люди не так отличаются друг от друга, как кажется на первый взгляд, несмотря на разницу в социальном положении, вероисповедании. Кроме того, мне было интересно проследить, насколько человек, рожденный в СССР, сохраняет идею социальной справедливости и насколько она вступает в противоречие с современным миром. Поймите, страны с таким социальным строем уже не будет, а ведь идеи при создании этой империи были позитивные, почти христианские. Я понял также, что человек формируется до 7 лет и дальше уже не изменится. Теперь меня никто не сможет в этом переубедить: опыт общения с нашими героями — лучшее тому подтверждение.

Из досье «Премьера»

Картина «Рожденные в СССР» — этот трилогия: «Семилетние в СССР» (1990 год), «Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР» (1998), «Рожденные в СССР — 21 год» (2004-2005). Советско-российско-британский кинопроект удостоен премии им. Дж. Грирсона, приза Британской Королевской академии, «Золотого Витязя» (Россия), Гран-при «Сталкер» (Россия), премии «Эмми» Американской академии телевидения.


Специально для вас новинки фильмов смотреть вы сможете именно у нас в отличном качестве совершенно бесплатно. Более детально на сайте makskino.net.

31
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.