Наталья Михайлова

e-mail: natmell@yandex.ru

Известный писатель Владимир Маканин посетил Вологду. Он рассказал, что в литературе для него важна не тема, а вопросы, которые волнуют читателей.

Сверло трагедии

№47 (634) от 24 ноября 2009 г.

«В советское время литература совершила ошибку, пытаясь найти положительного героя современности, но чем персонаж положительней, чем меньше в нем противоречий, тем меньше всего он отражает свою эпоху», — говорит Владимир Маканин. | Фото автора

На вопрос одного из зрителей, почему так мало в современной литературе персонажей — представителей рабочих профессий, Владимир Маканин ответил: «Я могу написать и про токаря, но расскажите мне о нем такую историю, чтобы поджилки затряслись».

Встреча с известным писателем Владимиром Маканиным состоялась 17 ноября в областной филармонии в рамках просветительской программы «Вологодские пенаты». На творческий вечер писателя пришли многие известные вологжане: поэтесса Ольга Фокина, директор музея «Мир забытых вещей» Татьяна Касьяненко, первый заместитель губернатора Иван Поздняков и другие.

Кстати, творческий вечер Владимира Семеновича в Вологде включен телеканалом «Культура» в список самых значимых культурных событий России минувшей недели.

Пленник красоты

Владимир Семенович — автор книг «Кавказский пленный», «Асан» и других нашумевших произведений. Он известен тем, что не боится называть вещи своими именами и говорить о том, о чем предпочитают умалчивать. К примеру, в его знаменитом «Кавказском пленном» писатель рассказывает историю русского солдата, влюбившегося в пленного юношу-чеченца редкой восточной красоты. Солдат убивает молодого человека, поддавшись панике и страху при встрече с боевиками, а потом сходит с ума от горя утраты. Поначалу эту повесть многие посчитали скандальной и конъюнктурной, но время показало, что это произведение войдет в золотой фонд русской литературы. За эту повесть, а также за роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» Владимир Маканин удостоен Государственной премии России в области литературы и искусства за 1999 год.

Владимир Маканин
писатель
— Если бы Бог хотел, чтобы мы копировали действительность, он не дал бы нам сердца, но Ему не нужны копиисты, Ему нужны помощники-созидатели.

На вопрос из зала «Должна ли литература отображать действительность?» Владимир Семенович ответил: «Литература никому ничего не должна. Еще Аристотель произнес: «Зачем удваивать реальность?»

Писатель рассказал, что ему близки взгляды эллинов, которые считали, что есть три лучших способа познания мира. Это философия, математика и трагедия. Причем самая ужасная трагедия — это когда человек убивает что-то или кого-то, кого он любит, или когда, наоборот, человека убивает предмет его любви. «Тема — это ничто. Жанр — ничто.

Когда пишешь трагедию, каждая деталь обретает неожиданный смысл, раскрывает такие значения, о которых человек не задумывается. Трагедия — это сверло, позволяющее пробурить нашу действительность, сделать срез и узнать, из чего она состоит», — рассказывает писатель. К примеру, в его романе «Асан», удостоенном премии «Большая книга», майор Жилин — складарь, во время чеченской кампании спекулирующий бензином, — жалеет солдат, отбившихся от своей части, и помогает им, а в конце книги гибнет от их рук.

Строчки для ветра

Владимиру Маканину пришлось зачитать вологжанам вслух одну из своих «маленьких трагедий». Многие зрители жаловались, что перед встречей не смогли приобрести книги Владимира Семеновича, чтобы потом взять на них автограф, как это традиционно происходит на подобных встречах. Как пояснили организаторы в ответ на эти жалобы, издательство (какое именно — специально озвучено не было) не предоставило нужное количество экземпляров. В качестве извинения Владимир Маканин прочитал вслух для вологжан свое произведение «Колька-мистер» — трагическую историю о мальчике-подростке, обреченном из-за тяжелой болезни на преждевременную смерть. Рассказ настолько затронул зрителей, а особенно зрительниц, что многие украдкой смахивали слезы. Сразу после чтения писателю преподнесли в благодарность букет роз.

Владимир Семенович заявил, что прочитанное им произведение напомнило ему о том времени, когда его мало издавали. «Не обязательно все должно быть оценено сразу. «Непечатание» порой тоже помогает осознать нечто важное», — считает автор. В подтверждение своих слов писатель рассказал такую историю, произошедшую с ним в Китае. Владимир Маканин рядом с китайским Храмом Воздуха заметил странного человека, который обмакивал кисточку в воду и писал стихи. К тому времени, как поэт заканчивал пятую строчку, первые две успевали испариться. «Я впервые видел такое абсолютное состояние независимости и чистоты. Искусство ради искусства, — делится впечатлениями Владимир Семенович. — «Ты тоже поэт?» — спросил меня китаец. Я признался, что в некотором роде да, поэт. И тогда он предложил мне написать что-нибудь прямо сейчас. Я был вынужден печально улыбнуться и ответить: «Я только за деньги».

78
0
Похожие статьи
  • 09 ноября' 17 | Театр

    Театральный режиссёр Станислав Таюшев, некогда работавший художественным руководителем Вологодского драматического театра, 8 ноября отпразднует своё 72-летие.

    319
    0
  • 23 ноября' 17 | Персона

    Владимира Дмитриевича Парменова многие горожане до сих пор называют первым и единственным народным мэром Вологды. Именно в годы его руководства городом появились новые жилые кварталы и целые микрорайоны, магистрали и предприятия, а сама Вологда стала похожа на современный областной центр.

    655
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.