Год мУчителя?

№3 (642) от 19 января 2010 г.

1 сентября 2008 года. Уважаемый педагог на торжественной линейке ведет детей в первый класс. Кто бы мог подумать, что год с небольшим спустя в этом классе разгорится скандал... | Фото Ирины Шевелевой

Родители двух второклассников школы № 16 обвиняют учительницу в третировании их детей. Руководство учебного заведения уверяет, что дети сами во всем виноваты.

«Когда Гоша пошел в первый класс, я выбирала школу тщательно, — говорит мама мальчика Елена Гардер. — Школа №16 находится недалеко от нашего дома и славится хорошими учителями. Гоша с интересом ходил на подготовительные курсы и никак не мог дождаться, когда наступит 1 сентября».


Школьная тетрадь

Первая четверть прошла достаточно спокойно, но в середине прошлого учебного года Елена стала замечать, что ребенок неохотно идет в школу.

Во втором классе ситуация обострилась, при этом мальчик наотрез отказывался говорить о причинах нежелания идти в школу. «Он говорил, что от этого будет только хуже. В поведении Гоши стала проявляться запуганность — он стал вздрагивать, когда кто-то из взрослых взмахивал рукой, — волнуется мама. Мальчик стал кричать по ночам: «Не трясите меня!» и звать маму.

По словам Елены Леонидовны, она решила выяснить у учительницы сына, что происходит. «У меня и до этого возникали вопросы к ней. Однажды после занятий я обратилась к педагогу с вопросом, каковы успехи моего сына. В ответ педагог спросила меня, а было ли мне «назначено»?»

На одном из родительских собраний Елена Гардер, в очередной раз не добившись информации о своем ребенке, с удивлением узнала, что педагог с огромным стажем Валентина Куфырина ведет на ее сына своеобразное «досье». Эту тетрадь она забрала с собой. «Там были фразы, которые меня шокировали и как родителя, и как педагога по образованию», — возмущается мама ребенка.

В обычную школьную тетрадку вписаны отзывы учителя о ребенке: «Не готов к школе психологически», «Отзывчивости и доброты нет», «У ребенка проблемные взаимоотношения в коллективе, что это — протест или усталость, кому или чему?», «Высветились огромные психологические проблемы».

Затем педагог заботливо пожелал родителям отлично провести летние каникулы. Во время их Елена отвела сына к психологу, который подтвердил, что мальчик запуган и находится в стрессовой ситуации.


Опять двойка

Елена Гардер не понимает, почему ее сына представляют как изгоя и хулигана. Ведь ни в детском саду, ни в музыкальной школе, куда ходит Гоша, не было и нет подобных проблем. «Как оценивали его психологи, он был готов к школе. Понятно, что в большинстве своем все мальчики непоседливы. Я своего ребенка не оправдываю и стараюсь объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Но зачем навешивать ярлыки? И это делает опытнейший педагог, имя которой занесено в энциклопедию «Лучшие люди России», победитель конкурса среди лучших учителей».

По словам Елены, лишь обнаружив пропажу «досье», Валентина Васильевна вышла на связь. «В разговоре на повышенных тонах она обвинила меня в непорядочности и, ссылаясь на тот факт, что эту тетрадь ни в коем случае нельзя выносить за пределы школы, наконец-то назначила встречу», — рассказывает вологжанка.

Разговор состоялся 27 декабря 2009 года. Но диалога не получилось. Елена даже не смогла получить ответ на простой вопрос, почему разнятся оценки за одну и ту же работу Гоши, выставленные в тетрадь и дневник? И почему у мальчика — уже три двойки по математике, а матери учитель ничего об этом не сказал.

«Валентина Васильевна с улыбкой объявила, что это оттого, что я плохая мать, раз не интересовалась успехами сына раньше», — с возмущением рассказывает Елена Гардер.

Она утверждает, что Валентина Васильевна заявила, что Гошу в школу больше не пустит.

Когда расстроенной Елене позвонили родители одноклассника Гоши, она рассказала, что произошло. Юрий и Ольга Тюленевы не были удивлены. Они сказали, что с их сыном происходит то же самое. Он тоже «самый-самый» с точки зрения Валентины Васильевны, и они не поднимали вопрос о поведении педагога только потому, что ждали переезда на другое место жительства и перевода в другую школу.


Пугающее сходство

«У нас трое детей, и все они учились в школе №16. Но если два первых просто бежали в школу, то после первой четверти первого класса Давида нужно было тащить туда на аркане», — рассказывает Юрий Тюленев, предприниматель и учитель начальных классов по образованию. Он сам попросил руководство школы, чтобы сын учился в классе именно Валентины Васильевны, потому что слышал о ее работе хорошие отзывы.

«Давид начал бояться ходить в школу. Первый некорректный момент, отмеченный мной, был такой — его обвинили в том, что именно из-за него класс проиграл «Веселые старты» и занял второе место. Вечером сын пришел в слезах. И таких ситуаций было очень много». На глазах родителей спокойный Давид превращался в нервного ребенка, который отказывался ходить в школу и делать домашние задания.

Мальчика бомбардировали двойками и тройками. «Мы были согласны на то, чтобы детей наших оценивали, но так, чтобы мотивировать, а не чтобы отбивать интерес к учебе. Когда мы высказывали это педагогу, у которой 39 лет педагогического стажа, было ощущение, что она нас не слышала совсем», — уверяют родители.

В мае 2009 года Тюленевы сказали Валентине Васильевне, что ребенок боится. Боится даже отвечать на ее вопросы. «Он не боится, он вредничает», — сказала нам учительница», — пожимают плечами Тюленевы. — И посоветовала уделять детям больше внимания».

Тогда Ольга ушла с работы. Она гуляла с сыном, проводила с ним много времени, обращалась на консультацию к психотерапевту.

Когда Гардеры и Тюленевы обсудили, что происходит с их сыновьями, то нашли пугающее сходство. «Некоторые родители класса, покидая родительские собрания, обсуждали между собой, что их дети вдруг стали писаться на уроках и приходить домой в мокрых трусах», — говорит Елена Гардер. Родителей насторожил и тот факт, что после первого учебного года из их класса троих детей перевели по другим школам.


Обратились к прокурору

В зимние каникулы Гоша Гардер прошел тестирование у психолога Екатерины Рыбниковой. Та признала, что уровень одаренности и подготовленности ребенка низким никак не назовешь. У мальчика оказалась отличная слуховая память.

Тогда Тюленевы и Гардеры приняли решение перевести детей в другие школы. В конце декабря 2009 года Елена Гардер пообщалась с завучами, а затем вместе с Тюленевыми посетила директора школы №16 Нелли Рыстакову. Анализ ситуации было решено перенести на 12 января, на родительское собрание.

По приглашению Гардеров и Тюленевых на родительское собрание пришла и корреспондент газеты «Премьер». Родители исходили из того, что речь пойдет только об их несовершеннолетних детях, а они не против обнародования подобной информации.

Но директор школы, педагог и остальные родители потребовали, чтобы журналист покинула помещение класса. Более того, Нелли Рыстакова потребовала покинуть помещение и семью Тюленевых, которые к тому моменту уже успели забрать из школы документы своего сына. «Вы никто! — заявила она. — Юридически вы нам никто и не имеете права присутствовать здесь».

«Результатом» родительского собрания стали жалобы в прокуратуру. Одну написала корреспондент «Премьера», которой воспрепятствовали в исполнении ее служебных обязанностей, что запрещено законом. Вторую — Елена Гардер, которая потребовала защиты прав своего ребенка.

Несколькими днями позже жалобу на имя городского прокурора написала и Ольга Тюленева. «Я пришла в школу за справкой, меня пригласили в кабинет директора, — рассказывает женщина, которая в данный момент снова ждет ребенка. — Нелли Ивановна стала просить меня отказаться от претензий, иначе она расскажет педагогам другой школы всю «правду» о моем ребенке. Подумайте, мол, как ваш ребенок будет жить дальше… Она довела меня до слез».


Новая жизнь

На Гошу Гардера в школе уже тоже собраны заявления «разгневанных родителей». Уже после разразившегося скандала Елена Леонидовна узнала о том, что ее мальчик расцарапал другому лицо, еще у одного одноклассника «снял с ноги ботинок и бегал с ним по классу», а другую девочку «измазал соплями». Почему-то на родительских собраниях, на которые она исправно ходила, никто из родителей ей на Гошу никогда не жаловался.

Кто прав, а кто виноват в этой истории, видимо, решат правоохранительные органы. Потому что на конструктивный диалог стороны никак не идут. Свои комментарии учительница Валентина Куфырина так и не представила.

Заявления с просьбой дать оценку ее действиям и действиям руководства 16-й школы отправлены в управление образования и в совет директоров вологодских школ. А Гоша и Давид уже ходят в новую школу. Гоша, в первый же день получивший три пятерки, не может поверить своему счастью. Он удивляется, что его никто не ругает и не «хлопает» по рукам и по голове.

От наивного искреннего восхищения детей новой школой и новой учительницей их родителям хочется плакать. «Нужно было раньше уходить, но мы все пытались разобраться, понять претензии педагога, искали причину в нашем ребенке, — говорит Юрий Тюленев. — А надо было бежать оттуда в самом начале, спасать детей».

Марина Чернова


Комментарии

Николай КОЛЫГИН, начальник управления образования:

— Мы разберемся в этой ситуации. Мы надеемся, что ребятам будет хорошо в другой школе.


Нелли РЫСТАКОВА, директор школы №16 (в письменном ответе (с грамматическими ошибками) на наш письменный запрос):

— По заявлению Гардер Елены Леонидовны в настоящее время проводится проверка, о результатах проведения которой мы вам сообщим по ее окончании. Срок проверки составляет 1 месяц. Сообщаем вам, что Гардер Е.Л. написала заявление о переводе своего сына в школу №10, и в тот же день ей были выданы все документы, что затруднит проведение проверки по ее заявлению. Родители учащихся 2-б класса факты, указанные в заявлении Гардер Е.Л., не подтверждают. Дневник педагогических наблюдений является одной из форм общения между родителем и классным руководителем. Дневник на каждого обучающегося был заведен еще в 1-м классе по согласованию с родителями. Данными о том, что Гардер Е.Л. была против заведения такого дневника, мы не располагаем.


Дмитрий ТОРХОВ, заместитель прокурора города:

— Каждый подобный случай нужно рассматривать индивидуально. В течение месяца мы проверим жалобы родителей, будем брать объяснительные у педагогов, проанализируем результаты проверок и изучим законодательную базу.


От редакции

Уважаемые вологжане! Мы полностью отдаем себе отчет в том, какая буря негодования поднимется из-за того, что мы посмели опубликовать этот материал в самом начале Года учителя.

Нам неприятно осознавать, что он заденет чувства и тех людей, которые честно и искренне выполняют свой учительский долг. Мы уверены, что их — большинство.

Мы сами и наши дети учились и учатся у самых лучших, самых достойных, самых самоотверженных. И имя им — легион.

Но их честная, сложная, малооплачиваемая работа не дает ни им, ни нам права скрывать информацию о том, что проблемы в школе все-таки бывают. И иногда для их решения достаточно, чтобы учитель всего лишь признал свою неправоту, всего лишь извинился.

Мы знаем, насколько мощно педагогическое сообщество борется за свою незапятнанную репутацию. Эта борьба достойна уважения, и для победы в ней надо совсем немного — оставаться людьми.

В том, что родители встают на защиту своего ребенка, нет ничего плохого. Даже тогда, когда ребенок не во всем прав. Особенно тогда, когда этому ребенку всего 8 лет.

Маленькие герои нашего материала будут расти, зная, что их родители им верят, их защищают, за них волнуются. У них прекрасные семьи. Семьи, в которых детей просто любят.

Мы вовсе не призываем к «охоте на ведьм». Но и молчать тоже не намерены. Нам угрожали, что после выхода этого материала под нашими окнами устроят учительский и родительский пикет. Знаете, захотелось посмотреть в глаза митингующим, хорошо освоившим главную науку, — шантажа и двойных стандартов.

Мы приносим извинения всем, кого этой статьей обидели понапрасну. И совсем не извиняемся перед остальными. Потому что в работе журналиста главное — это правда. Какой бы горькой она ни была.

Редакция


В тему

Вологодские школьники не хотят, чтобы их родители смотрели сериал «Школа» на Первом канале

Ребятам кажется, что фильм создает неправильное представление о российских школах.

В нем школьники грубят учителям, курят и пьют пиво прямо в здании, а педагоги в учительской обсуждают личную жизнь — и знаменитостей и своих коллег.

В седьмой школе Вологды некоторые школьники действительно курят, но при этом прячутся от учителей за забором. А педагогам хватает и своих забот — жизнь звезд их мало волнует.

10-классники смотрят сериал, но говорят что он — оскорбление для настоящих школ, а родителям во время показа вообще лучше держаться подальше от телевизора: «В этом сериале столько минусов, что родители потом просто побоятся отправлять детей в школу. Подумают, зачем нам, чтобы ребенок рос в такой среде. Пусть лучше на домашнем обучении. Иначе кто из нас вырастет. Но у нас в школе совсем не так, и обстановка в классе дружеская. И больше думаем об учебе, не так, как в сериале. Да, на самом деле у них там на уме только алкоголь, вредные привычки, секс, и больше ничего. В жизни не так все».

Учитель математики Валентина Заводова работает педагогом больше 20-ти лет. Такую школу, как в сериале, увидела впервые — да и то на экране: «Весь негатив, который бывает, и который теоретически может быть, он собран. Так что первое — это школа нереальная. Пользы нет ни учителям, ни ученикам, а вот пример дурной, он заразителен, и очень может быть, что ученики возьмут этот дурной пример».

Замдиректора по воспитательной работе Наталья Бревнова увидела только один плюс от показа сериала — дети начали возмущаться: «Мы с ними и говорили, и обсуждали, не только сегодня, когда уже начали показывать сериал, и вот процентов 95 ребят говорят, что школа не такая».

«Сериал гротескный. Но с гоголевским философским гротеском общего ничего нет — это просто издевательство, — считает директор школы Марина Савкова. — Хочется высказаться в защиту прежде всего учителей, потому что тут формируется общественное мнение — а кто работает в школе? Те, кто в учительской сидят на порносайтах? Это не так. Могу с полной уверенностью сказать, что в школах работают лучшие люди».

Российская общественность уже протестует против показа сериала. А в Интернете эта тема входит в число самых обсуждаемых. Возмущает школы и то, что сериал показан в начале Года учителя.

Пресс-служба Первого канала уже прокомментировала негативные отклики: «Год учителя — это в первую очередь повод разобраться в проблемах школы, а не скрыть их. Задача средств массовой информации — обращать внимание на существующую ситуацию. А фарисейские утверждения, что в сфере среднего образования проблем не существует, являются деконструктивными для страны, означающими, что перемен в этой области не будет».

Надежда Колосова


Цитата

Пресс-служба Первого канала:

— Год учителя — это в первую очередь повод разобраться в проблемах школы, а не скрыть их. Задача средств массовой информации — обращать внимание на существующую ситуацию. А фарисейские утверждения, что в сфере среднего образования проблем не существует, являются деконструктивными для страны, означающими, что перемен в этой области не будет.


Факты:

О негативных фактах в истории вологодской педагогики «Премьер» писал уже неоднократно.

  • Начало 2002 года — родители ученика школы №7 написали заявление в милицию об избиении сына. Это обсуждалось в программе «Большая стирка».
  • Сентябрь 2002-го — педагог Сокольской школы-интерната заставила двух пятиклассников в наказание за побег сидеть на уроках в трусах.
  • Апрель 2004-го — в поселке Федотово ученик обвинил педагогов в психологическом давлении, подал в суд на учителя и выиграл.
  • Октябрь 2004-го — суд признал учительницу из Кадуя виновной в оскорблении учеников. Педагог должна была заплатить 12 рублей.
  • Июнь 2007-го — на уроке в школе № 23 учительница не отпустила девочку в туалет и та описалась прямо на уроке.
162
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.