Штрафы в кредит

№9 (648) от 2 марта 2010 г.

Государственная Дума намерена обязать нарушителей правил дорожного движения платить штрафы по кредитной карте.

Поправки в закон об ОСАГО были внесены в Госдуму на минувшей неделе и уже в марте будут рассмотрены на очередном заседании.

Депутаты предлагают оформлять полис ОСАГО лишь автолюбителям — владельцам кредитной банковской пластиковой карты и без долгов по уплате штрафов.

«На карте будут содержаться все сведения о владельце, — пояснил инициатор законопроекта, председатель комитета по финансовому рынку, зампред фракции единороссов Владислав Резник, — то есть информация обо всех совершенных водителем правонарушениях. С ее помощью можно будет как оформлять протокол, так и непосредственно платить штраф, причем даже в , необходимые средства потом можно будет восполнить в отделении банка».

Для этого Российский союз автостраховщиков должен будет создать специальную информационную систему, в которую и перечислить эти сведения. Наконец-то появится единая страховая база, о которой вот уже 5 лет говорят все автостраховщики. Банковские карты (пока на участие в проекте претендует только один из банков с государственным капиталом) будут выдавать всем автовладельцам при покупке полиса ОСАГО.

Кредитный лимит по карте определен в 2,5 тысячи рублей в год. А заплатить по этой карте можно будет в любой… автомашине сотрудника ГИБДД, которую оборудуют специальными устройствами для приема денег.

Депутаты уже заявили, что стоимость выпуска и обслуживания банковской карты обойдется в 600 рублей в год. Эти средства будут включены банком в стоимость полиса ОСАГО, который, соответственно, подорожает. Учитывая, что только в Вологде зарегистрировано более 100 тысяч автомобилей, банк «заработает» на этом не меньше 60 миллионов в год!

Но даже существенно подорожавший полис обязательного страхования будет невозможно продлить, если у водителя накопились долги по неуплаченным штрафам и транспортному налогу. Вологодские правозащитники, банкиры и сотрудники милиции уже называют инициативы депутатов абсурдными.


Кассир в форме

«Я, конечно, поддерживаю реформу закона об ОСАГО, но она вызывает множество вопросов, — говорит руководитель череповецкого филиала ОАО «ВТБ24» Сергей Артюшичев, — стоимость пластиковой карточки, я думаю, что в этом случае будет использована сама дешевая карта, составляет примерно 1 доллар. А обслуживание ее с минимальным количеством сервисов — не более 150 рублей в год. Откуда взялась сумма в 600 рублей? А вот про терминалы в автомобилях сотрудников ГИБДД — это правильно. Удобно».

Однако милиционеры очень сомневаются в рациональности установки подобных «касс» прямо в автомобилях. Во-первых, это дорого. Оборудование всех патрульных автомобилей в России обойдется бюджету в 20 миллионов долларов. Во-вторых, милиционер не обязан брать на себя функции расчетного центра.

«Что-то я очень сомневаюсь в том, что это осуществимо, — считает командир отдельного батальона ГИБДД УВД ВО Сергей Матвеев, — конечно, будет приказ, значит, будем исполнять. Но технически такого быть не должно. Патрульные автомашины — не банкоматы. Может, еще и за коммунальные услуги и за телефон платить прямо в машине? Не отходя, как говорится, от водительской двери?»

А вот в антимонопольной службе видят проблему в другом. По сути, никто не может обязать заставить автовладельца платить штраф банковской кредитной картой. «Каждый человек вправе сам выбрать кредитную организацию, которая его обслужит, — считает заместитель руководителя ФАС по ВО Вячеслав Хлевчук, — и каждый вправе решать, в каком виде и где он может заплатить штраф. В законопроекте я вижу нарушения антимонопольного законодательства».

Впрочем, в пояснительной записке к документу оговорено, что пластиковую карту можно и не активировать, а платить штраф по старинке — наличными.


В борьбе обретешь ты право свое

Поправки в закон призваны бороться сразу с двумя асоциальными явлениями: коррупцией на дорогах и тотальной неуплатой штрафов. Каждый второй штраф за нарушение правил дорожного движения остается неуплаченным. В Вологодской области на исполнении судебных приставов сегодня больше тысячи штрафов на сумму почти в 200 тысяч рублей. Если полис ОСАГО прекратят выдавать должникам, эта сумма должна сократиться.

«Это нужно вводить в штат новые должности, оборудовать новую компьютерную базу, которую тоже должен кто-то обслуживать, — считает руководитель одного из вологодских филиалов страховой компании. — Теоретически страховой агент не имеет права отказать в приобретении полиса ОСАГО. Ведь без него автолюбитель не может выехать на дорогу. Если примут поправки, то получается, каждый страховой агент должен сначала проверить, нет ли у потенциального покупателя полиса долгов? Пока я такой технической возможности для страховых компаний не вижу. К тому же эти поправки нарушают свободу договора».

Что же касается борьбы с коррупцией, то правозащитники в ней сомневаются. «Это ерунда, — уверен юрист Андрей Смирнов, — точно так же, как и сейчас, инспектор просто выпишет квитанцию на штраф, который можно уплатить на месте или в любом отделении банка. А можно договориться, передать то, что просят, с рук на руки, и уехать. Какая же здесь борьба? Просто после принятия этих поправок какая-то фирма будет ежегодно получать стабильный доход либо за обслуживание терминалов, либо за выпуск пластиковых карт».

Юлия Лаврова

23
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.