Укрощение колес

№28 (667) от 13 июля 2010 г.

В XX веке осваивать велоспипеды, пусть и трехколесные, начали и дети. | Открытка с сайта img0.liveinternet.ru

С 1 февраля 1898 года ведет отсчет «родословная» весьма популярного увлечения вологжан.

В этот день был официально утвержден устав Вологодского общества велосипедистов, так что входящее в моду катание на велосипедах обрело «законодательную базу».

Другое знаменательное событие свершилось 9 июля следующего года: на Фрязиновской набережной города (ныне набережная VI Армии, район улицы О.Варенцовой) открылся циклодром, который в народе по-простому называли велодромом. К церемонии подготовились основательно, даже заказали молебен и шампанское. Уже 15 августа здесь состоялись призовые гонки на дистанции 355 и 5355 метров. Длина трассы, как любое расстояние, прежде измерялась в верстах, отсюда непривычные дистанции при переводе верст в метры. В восемь вечера прозвучало имя победителя: титул «первого ездока Вологды» 1899 года заслужил Сухорский, лидировавший сразу в двух заездах.


Из сада — на носилках

Вологодские велосипедисты оказались людьми разносторонне развитыми и увлеченными. Не боясь насмешек горожан, почитатели «двуногих коней» устраивали публичные футбольные матчи, первый из которых прошел 29 мая 1911 года. Летом согласились на такую авантюру, как велосипедные гонки на… ипподроме (район современной ул. Добролюбова). В результате зрители, заполнившие в воскресенье, 21 августа, трибуны, получили уникальную возможность впервые в Вологде лицезреть, не сходя с места, лошадиные бега, велосипедные гонки и французскую борьбу пяти пар спортсменов.

В начале XX столетия привычными стали летние гулянья в саду Общества велосипедистов с традиционными гонками и непредсказуемыми столкновениями, когда с дорожек уносили как поломанные велосипеды, так и отчаянных ездоков на носилках.

Со временем популярность завоевали многодневные велосипедные путешествия. 10 июня 1914 года из Вологды в Ригу отправились трое учеников губернской гимназии — Зайцев, Мульменко и Маевский. Дома им устроили проводы с криками «Ура!» и пожеланиями счастливого пути. В первый день гонки вологодские мальчишки проехали 36 километров, остановившись на ночлег в школе деревни Старое, где их сердечно встретили местные педагоги. Всего за 17 дней на колесах гимназисты преодолели 1373 километра.

К лету 1919 года каждый велосипед, имевшийся в Вологде, необходимо было зарегистрировать. Сведения о фирме-изготовителе и исправности двухколесного друга горожане сообщали в инженерную часть губвоенкома, а взамен получали учетное удостоверение и номер на транспортное средство. Милиция же занималась выявлением нарушителей, разъезжавших по городу без номера. Без долгих разбирательств виновные подвергались суду, а их конфискованные велосипеды переходили в собственность государства.


На казенное добро роток не разевай

Более суровое постановление Советской власти коснулось всех владельцев этого вида транспорта 20 августа. На автоскладе по улице Герцена провели мобилизацию вологодских велосипедов. «Расстаемся с верными друзьями ради нужд Отечества в сложное время гражданской войны», — так объясняли себе многие вологжане факт их изъятия.

В 1920-м году анонимный доброжелатель в местной прессе обвинил некоего Тетюева в использовании ведомственного велосипеда в угоду себе. Теплыми майскими вечерами вместе с коллегами недобросовестный товарищ отправлялся после работы на прогулку на казенном имуществе. Автор газетной заметки счел разумным передать служебный транспорт какому-либо политработнику, которому велосипед наверняка пригодился бы для срочных выездов по более серьезным делам.


Гони рубль!

Скорость передвижения на велосипедах по вологодским просторам ограничили в 1925 году. Губисполком настоятельно требовал не превышать под угрозой штрафа скорость 13 км в час.

Другое интересное нововведение вступило в действие 1 апреля следующего года. Губместхоз начал выдавать велосипедистам официальные номерные значки, дававшие право на передвижение по городу. Для получения знака требовалось сообщить в учреждение местного хозяйства свой адрес, фирму-изготовителя и номер велосипеда, а также не забыть заплатить один рубль налога.

«Когда придет война, нам нужны будут не только меткие стрелки, но и быстрые разведчики-велосипедисты», — со всей серьезностью заявили работники клуба транспортных мастерских Вологды, открывая на железнодорожном стадионе Октябрьского поселка велогонки сезона 1927 года. Спустя сутки, 4 июля, в Москву отправился член велосекции этого клуба товарищ Осьминин. В лесу у города Данилова неизвестные завистники бросили в вологжанина две палки, одна из которых выбила сразу семь (!) спиц в колесе. Несмотря на поломку и распухшую ногу, вологодский герой добрался до столицы за рекордное время — 29 часов, и 6 июля приступил к осмотру столичных достопримечательностей.

Ольга Якунина


Факты:

  • В 1817 году немецкий изобретатель барон Карл Дрейз создал первый самокат (прообраз современного велосипеда), назвав его «машиной для ходьбы». У конструкции длиной 2,4 метра был руль, седло и управляемое переднее колесо. За 7 часов Дрейз сумел преодолеть на нем 111 км — расстояние от Лейпцига до Дрездена. В честь изобретателя конструкцию переименовали в «дрезину».
  • 2 февраля 1896 года в интервью газете «New York World» знаменитая американская суфражистка Сюзан Энтони (1826—1906) заявила: «Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем всё остальное вместе взятое. Он даёт женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце моё наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде… это — зрелище свободной, неугнетённой женщины».
  • К лету 1919 года каждый велосипед, имевшийся в Вологде, необходимо было зарегистрировать.
  • 17 июня 1928 года десять вологодских велосипедистов участвовали в гонке от Вологды до фабрики «Сокол» и обратно.
  • В цирках на двухколесных велосипедах хорошо ездят медведи и обезьяны, а слонам подвластна лишь трехколесная техника.

У вас есть iPhone или iPad? Хотите узнать, Как увеличить память iPhone, iPad и закачивать столько музыки или других файлов, сколько вам нужно? Предлагаем вам зайти на сайт iosapps.kz и прочитав больше информации вам сразу всё станет понятным. Мы вас ждём!

43
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.