В лучах Славы

№9 (700) от 1 марта 2011 г.

В вологодской филармонии Вячеслав Малежик исполнил несколько своих новых песен и попросил зрителей аплодисментами выбрать наиболее понравившуюся, чтобы «знать, на какую из них делать ставку». | Фото Марии Жаренковой

Вячеслав Малежик о музыке и о себе.

Желающих попасть на концерт певца и композитора Вячеслава Малежика в областной филармонии было столько, что пришлось ставить дополнительные ряды в соседнем зале. И это при том, что его редко можно увидеть в телеэфире и услышать на волнах радиостанций. Секретом своей популярности Вячеслав Малежик поделился с читателями «Модного проспекта»

— Вы далеко не первый раз в Вологде?

— У меня такое ощущение, что я сюда езжу как на службу. Я был и в самой Вологде, и в Череповце, в Шексне, в Тотьме, Соколе и Великом Устюге. Я даже написал песню про Деда Мороза и про Великий Устюг. Надеюсь, что эта песня зазвучит у вас.

— В одном из своих интервью Вы сказали, что наличие хриплого голоса избавило Вас от участи стать «ура-патриотическим» исполнителем, частью советской музыкальной системы. Сейчас системы нет, но есть формат, и Вы снова вне его. Почему?

> — Это все не что иное, как борьба за деньги. И формат, и система, как угодно. Мы с моим старинным другом, музыкантом Юрием Валовым, года полтора делали в газете «Аргументы недели» рубрику под названием «Поп-треп», в которой анализировали, почему, допустим, вот эти песни стали «старыми песнями о главном», а другие не стали. И для себя я выяснил такую вещь: все обвиняют коммунистов, что они что-то запрещали, но на самом деле это никакие не коммунисты, чаще всего это были те же самые музыканты, которые находились около кормушки и не хотели подпустить молодняк к распределению вот этих вот благ, а коммунистическая идеология была просто орудием воздействия на молодых. А сейчас это формат. Люди, которые, на мой взгляд, приватизировали радио и телевидение так же, как нефтяную трубу, и у них есть определенный перечень артистов, которые, скажем, у них на зарплате, и с которых они получают свои дивиденды.

На сегодняшний день и музыка, и телевидение стали деталью интерьера. Однажды мне так сказали: если мы возьмем твою песню, чтобы она прозвучала на волнах нашей радиостанции, нужно пять минут людей готовить к тому, чтобы прослушать тебя, после того, что звучит на нашем радио, а потом пять минут надо выводить их из того состояния, в которое ты введешь своими песнями.

— Как тогда Ваш слушатель Вас находит, если Вас нигде не показывают и не включают?

— Ну, во-первых, есть Интернет. Во-вторых, кто хочет, тот всегда находит. Другое дело, что, если судить по статистике, которая есть в Интернете, то почему-то слушают песни типа «Соковыжималки» и «Лилипутиков» и оставляют целый пласт песен невостребованным. Ну, может быть, ведь вообще любое искусство является социальным заказом. Если рынок требует, значит, появляется такой продукт.

— А какой заказ выполняете Вы?

— Внутренний. Во-первых, мне доставляет удовольствие то, что я делаю. Во-вторых, за счет того, что я набрал такую инерцию, и меня много людей, особенно после тридцати, еще помнят, то я, в общем, зарабатываю достаточно для того, чтобы не продаваться за пятнадцать копеек. То есть, меня можно, конечно, купить, но, наверно, эта цена будет не совсем, так скажем, мизерная. Наверное, что-то сделаю, что мне не хочется, но я не буду изображать, что я весь такой целомудренный. Но, с другой стороны, когда тебя покупают, ты все равно прикидываешь, сколько ты за это можешь получить благ. Ну, если, скажем, ты совсем ничего не зарабатываешь, тебе надо кормить семью, то все удобства они отходят на второй план, и ты можешь сделать много вещей, которые, будучи свободным художником, ты бы не сделал. И прикидываешь, что же в итоге больше. Ну, наверно, я мог бы появляться в том же телеке чаще, но для этого надо было бы тусоваться где-то, выпивать с кем-то, и в итоге я мог бы получить свою порцию.

— Вы не готовы?

— Мне просто это не доставляет удовольствия. Жизнь, как выясняется, короткая, и остается значительно меньше, чем я уже прожил, в этой жизни для меня, и понимаю, что надо торопиться жить и получать от нее удовольствия.

— Что тогда Вам доставляет удовольствие?

— Сочинительство. Концертирование. Нравится путешествовать. Нравится общаться с красивыми женщинами. Вкусно пожрать и выпить. Если это не повредит здоровью, если на следующее утро не будет голова болеть от некачественной выпивки или очень жирной еды. Много вещей. Смотреть хороший футбол, а не договорные матчи.

— Вы приобрели квартиру в Черногории, часто удается там побывать?

— Я гражданин России, поэтому я там жить больше трех месяцев в году не могу. > В прошлом году пять раз был. В этом году четыре раза.

— У Вас счастливый брак (с супругой Татьяной вместе с 1977 года. — Прим. авт.). Кто хранитель очага?

— Жена, конечно.

— А Вы?

— А я разрушитель.

— И как же Вы разрушаете?

— Что же это я вам расскажу... Вы же не желтая пресса.

— В чем тогда секрет семейного благополучия?

— Помнишь, как начинается «Анна Каренина» у Толстого: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные семьи несчастливы по-разному». Поэтому вот мой ответ. Если это счастливый брак, то, наверно, они женились, счастливо прожили жизнь и умерли в один день. Такое вряд ли бывает, и, наверно, это было бы безумно скучно. И кстати, потому что несчастливы все по-разному, всегда лучше удаются песни про несчастную любовь, нежели про счастливую. Там, в общем-то, и писать-то не о чем. Ну да, совпадение в постели, которое является одной из таких мощных доминант в браке, мужчина хорошо зарабатывает, поэтому понятие «быть за мужем», с ударением букву «у», оно работает. Раз он прилично зарабатывает, значит, жена его не пилит каждый день, что он жалкая ничтожная личность, которая не может обеспечить семью, поэтому он не идет пить водку. Мне так думается, что если мужчина успешный, в частности в бизнесе, это в большей степени вероятности гарантия благополучной семьи.

— А женщина?

— А женщина должна быть, по определению Карла Маркса, слабой, «за мужем» опять же. И раз — лежать, два — тихо. Моя старшая сестрица, которая окончила архитектурный институт и в двадцать шесть лет стала членом Союза архитекторов, когда я ее спросил, почему она не хочет поступить в аспирантуру, сказала: «Знаешь, Слава, и так все мужики дураками кажутся, а если я еще окончу аспирантуру, где я мужика-то найду?» Она еще сказала одну такую фразу о том, что эти наши эмансипированные разговоры, что надо быть свободными, пятое-десятое, — они пустые разговоры, а твой интеллект — он прямо пропорционален количеству кругов, которые ты сделаешь, прежде чем совершишь посадку на кухне. Не так уж противно иметь здоровых, красивых, ухоженных детей и мужа, и в этом есть тоже определенный смысл.

— У Вас два взрослых сына, но в СМИ больше информации про младшего, Ивана, что он тоже занимается музыкой. Расскажите про них.

— Старший сын Никита нам внуков приносит. Двух внучек. Работает в системе Газпрома. Крепкий семьянин, который не пошел по музыке, наверно, поэтому он в меньшей степени интересует Интернет. А Ванюха — он любопытный персонаж. Сочиняет песни на английском языке. Поет, достаточно ярко это делает. Но как у него будет складываться карьера, если будет она в области музыки, я не представляю. Честно говоря, не понимаю, чем я ему могу помочь.

— Что ждать от Вячеслава Малежика в ближайшее время?

— По приглашению Кремлевского Дворца съездов я затеял концерт в феврале. У меня есть команда, арт-отдел во главе с Оксаной Месанец, которые подбили, чтобы мы собрали группу, и концерт назвали «ВИА-Малежик». Стилистически это будет, наверно, ВИА с некоторым акцентом на рок-н-ролл, такой поп-рок, что я, наверное, сам не сделал бы. Но на самом деле мне хочется попробовать, как говорил, по-моему, Лев Толстой, я уже не вспомню эту фразу, что «человек счастлив бывает тогда, когда он резко меняет свою жизнь». Вот я решил начать сначала. И может быть, это обновит мою кровь. Другое дело, что я могу распугать всех своих поклонниц и поклонников, а новых не наберу. Скажут, сбрендил совсем, старый пес. Я слишком часто меняю свою ориентацию: то я полубард, то я человек из ВИА, то рок-н-ролльный человек. То собрал музыкантов из ансамбля «Концертино» и вот в этом зале исполнил романсы, написанные вашим земляком Валерием Гаврилиным. Но я ничем не рискую, потому что туда, где я на сегодняшний день нахожусь, я всегда могу вернуться. Я не думаю, что растеряю свои качества певца, который умеет удерживать свою аудиторию за счет игры на гитаре и песнопений.

Мария Жаренкова


Досье

  • Вячеслав Малежик. Певец, композитор, поэт. Заслуженный артист России.
  • Родился 17 февраля 1947 года в Москве.
  • Певческую карьеру начал в 1967 году в группе «Ребята». После этого побывал солистом в группе «Мозаика», в ансамбле «Веселые ребята» (в 1974-75 гг. вместе с Аллой Пугачевой), «Голубых гитарах». С 1977 года по 1989 год выступал в составе ансамбля «Пламя».
  • Первый сольный альбом «Саквояж» выпустил в 1984 году. На сегодняшний день Вячеслав Малежик выпустил более 30 альбомов.
31
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.