Потерявши — плачем

№17 (708) от 26 апреля 2011 г.

Повышение цен и снижение уровня жизни не позволяют многим вологжанам покупать товары даже с большими скидками. | Фото Марии Жаренковой

Финансовый кризис миновал или так только кажется?

Каждый день у ТЦ «Мармелад» на Пошехонском шоссе можно видеть картину: мусорные контейнеры обступили опрятно одетые пожилые люди и, аккуратно вооружившись белыми носовыми платочками, что-то вытаскивают оттуда. Вологодские пенсионеры хорошо знают график, когда на помойку выбрасывают продукты питания, и приходят к мусорным контейнерам каждый день в определенные часы.

Руководство компании «Макси», которой принадлежит супермаркет, о ежедневных обедах на заднем дворе осведомлено. «Мы утилизируем битый и просроченный товар в соответствии с установленными нормами, — пояснила пресс-секретарь компании «Макси» Татьяна Шепелина. — Печально, что кто-то из наших сограждан вынужден использовать эти продукты. Мы не мешаем, но и не поощряем, конечно».


Хлеб насущный

В Вологде в марте средняя зарплата по всем отраслям составила 19013 рублей, что ниже, чем в среднем по России, где эта цифра достигает 22127 рублей, но величина прожиточного минимума для работающего населения значительно выше — 7274 рубля против общероссийских 6367 рублей.

«Вологодская семья, в которой работают оба из родителей, может обеспечивать себя всем необходимым, а семья, в которой один из родителей не трудоустроен, уже находится в сложном финансовом положении», — считает заместитель главы города Любовь Фомичева.

По данным Управления экономики городской администрации, цены на продукты питания в Вологде либо стабилизировались, либо продолжают снижаться. Исключение составляют два вида крупы — гречка и пшено. .

«Мы еженедельно мониторим цены на продукты питания, и уже вторую неделю в Вологде самые низкие цены на необходимый продуктовый набор, — говорит Любовь Дмитриевна. — Объемы торговых площадей в Вологде превышают федеральный норматив в 4 раза, а областной в 3,5, но это, пожалуй, хорошо, поскольку стимулирует развитие конкуренции».

Есть мнение, что рост цен на продукты имеет по крайней мере один плюс: показывает повышение спроса, соответственно, увеличение покупательной способности.

По наблюдениям специалистов Управления экономики, непросто складывается ситуация в сфере бытовых услуг, но этот сектор бизнеса никогда не был сверхприбыльным. «В кризис люди стали больше ремонтировать обувь, хотя до кризиса предпочитали выбрасывать и покупать новую», — отмечает Любовь Фомичева.


Сто одежек — и все со скидкой

Показательна сфера торговли: новые коллекции одежды продают со скидками до 70%. Незнающему человеку невозможно определить, действительно ли это выгодные скидки либо просто уловка предпринимателей, чтобы привлечь клиентов.

Как бы там ни было, пустующие без посетителей торговые центры — зрелище привычное.

Предприниматели выявили закономерность: каждый только что открытый торговый центр «оттягивает» клиентов на себя и борется за покупателя самыми разными способами. Чтобы «переманить» клиентов, некоторые предприниматели идут на беспрецедентные шаги — к примеру, готовы делать скидки… по скидочным картам конкурентов. Либо — выдавать дисконтные карты держателям карт другой сети.

Есть данные, что выручка магазинов, торгующих одеждой, упала по сравнению с осенью 2010 года на 30-50%. Снизился спрос и в торговле доступной одеждой сток и секонд-хенд. Кто-то склонен считать, что именно перенасыщенность города торговыми площадями виновата в падении доходов предпринимателей. Представитель оптового склада тканей рассказал, что еще 12 лет назад в Вологде работали только 2 магазина штор. Сейчас на вологодском рынке — 70 специализированных магазинов. Для сравнения: в Ярославле, в городе гораздо более крупном, чем Вологда, открыты всего 35 отделов.

В городских салонах красоты опровергают утверждения, будто бы кризис сильно сказался на их работе, но беседовать на эту тему не хотят. Между тем вологжанки давно ощутили разницу в том, что было до 2009 года и стало сейчас.

«Факт того, что ты делаешь процедуру именно в салоне красоты, теперь уже не считается таким важным, большее значение имеет сейчас квалификация мастера, — подтверждает парикмахер Надежда Краскова. — Люди идут не в салон, а к конкретному специалисту. Это дешевле, а качество то же. Многие мои коллеги сочли, что им невыгодно работать в салонах и получать процент, что выгоднее арендовать рабочее место как индивидуальный предприниматель и работать на саму себя. Если у мастера есть своя клиентская база, и он хорошо себя показал, он уйдет в «свободное плавание» и клиенты пойдут за ним, а вот если салон не бережет хороших специалистов, то ему после ухода опытного мастера приходится брать новичков, а это — шаг назад».


Мы не сеем и не пашем?

В сельском хозяйстве ищут выходы из крайне непростого положения. В марте первый заместитель губернатора области Тамара Бритвина предложила перерабатывающим предприятиям оказать помощь сельхозпроизводителям, с которыми они находятся в партнерских отношениях. Ведь у хозяйств денег нет, многие не могут взять кредиты для пополнения оборотных средств, потому что и так закредитованы.

В данный момент затраты сельчан на производство все возрастают, а закупочные цены по объективным причинам не успевают за этим ростом. «С января месяца комбикорма подорожали на 50%, насчет сена не могу сказать, потому что сено мы никогда не покупали, сами заготавливаем. Но выросла стоимость топлива, а цены на мясо мы не поднимаем. Понимаете, если их поднять, мясо будет лежать на прилавках, потому что люди просто не смогут его купить, у них не хватит средств. К тому же сейчас в магазинах полно разных недорогих готовых котлет, колбасок. Нам и так людей жалко, многие из них и так настоящего мяса не видят», — рассказывает фермер Евгения Деревянко из крестьянского хозяйства «Андраково».

Фермер Лариса Капралова, чье крестьянско-фермерское хозяйство «Фаворит» разводит племенных лошадей, рассказала, что спрос на племенных животных сильно упал. «Мы снижаем цены, развиваем прокат лошадей, чтобы животные хотя бы на пропитание себе зарабатывали, — говорит она. — Я рада, что не взяла никаких кредитов, просто не представляю, как бы мы сейчас их отдавали».

Ольга Ильинская, Наталья Михайлова, Марина Чернова, Юлия Лаврова


Работаете в школе или институте и хотите быть лучшим педагогом? Решили повысить свою квалификацию, но не знаете в каком учреждении это можно сделать? На сайте sicenter.ru вы сможете прочитать больше информации про Повышение квалификации работников образования, а также узнать отзывы о Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вы поймёте, что это именно то, что вам нужно. Мы вас ждём!

24
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.