Угольки памяти

№18 (709) от 3 мая 2011 г.

Льняные нити и сферы, свисающие с потолка, символизируют раскидистые каштаны, к которым в детстве Эндрю ходил гулять с отцом. Вдали от дома это воспоминание стало острее и дало идею для инсталляции. | Фото Александры Шер

Необычная выставка-инсталляция американского художника Эндрю Энгла открылась в музее «Литература. Искусство. Век XX» 22 апреля.

Сам художник представит свои работы в Вологде впервые. Здесь он живет больше года и преподает в Техническом университете английский язык. Именно поэтому основная часть гостей на открытии выставки — молодежь.

Эндрю Энгл родился и вырос в Буффало, штат Нью-Йорк, там же получил степень магистра изобразительных искусств. В Россию впервые приехал в 2007 году. Долгое время Энгл занимался живописью и рисунком, но в реализации новой идеи ему захотелось выйти на какой-то новый уровень, попробовать свои силы в новом жанре. Инсталляцию часто не воспринимают как форму искусства, так как здесь нет основной материальной составляющей — холста, камня, кинопленки. Но здесь этой основой является само ее пространство. Зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.

Название выставки «Ember» переводится как «уголек». Этот образ автор трактует следующим образом: после яркого костра — самого события — остаются угольки-воспоминания. Какое-то время угольки хранят тепло, но постепенно покрываются пеплом забвения… Так что выставка-инсталляция — о памяти, ее избирательности, о предметах и вещах, оставшихся лишь в воспоминаниях, в смутно припоминаемых ощущениях и ностальгии, о людях и местах, которые постепенно забываются, превращаясь из яркого костра впечатлений в угольки памяти.

В отдельном зале можно увидеть портретные наброски, выполненные углем. Это люди, которых Эндрю снимал в свой первый визит в Россию в Новгороде. Потом, вернувшись в Нью-Йорк, он много рассматривал снимки, вызывая воспоминания и впечатления. Так образы людей перекочевали на бумагу, став совершенно самостоятельными. Ведь на листах белой бумаги кроме людей, застывших в движении, взгляде, повороте головы, нет ни машин, ни домов, ни деревьев. Таким образом художник хотел отделить мир материальный от мира духовного, запечатлеть то главное, что остается в его памяти.

Александра Шер

39
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.