Па-де-де* с судьбой

№25 (716) от 21 июня 2011 г.

Макс Миксер. | Фото из личного архива Виталия Постникова

Хореограф с мировым именем Макс Миксер создал в Вологде школу балета, доказав, что высокое искусство не бывает провинциальным.

Родители Макса Миксера погибли под бомбами в родной Лодзи (Польша) во время второй мировой войны. Трагедия отняла у танцовщика дом, из которого он сбежал в 17 лет в Варшавское хореографическое училище, как бы продиктовав ему божью волю: пути назад со сцены никогда не будет.


Классика жанра

На сцене Львовского театра оперы и балета он танцевал главные партии, но с началом войны вместе со своим репертуаром переехал в Баку — туда эвакуировали театр. Затем был Пятигорск, Ставрополь, Грозный, где танцевал и Махмуд Эсамбаев, бравший уроки у Миксера как у более опытного танцовщика.

Возвращение в послевоенную Польшу открыло перед артистом дорогу в Европу. Собрав сольную программу «Танцы народов мира», он исколесил всю Европу, Южную Америку, США и даже Африку, но остановился в 1951 году в Монреале.

В то время о Максе Миксере писали газеты на всех языках. Он заслужил славу одного из самых впечатляющих танцоров мира. Приезжая в Монреаль с выступлениями, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Ив Монтан именно его просили поставить танцевальные программы под свои выступления. Репертуар быстро устаревал, его приходилось обновлять раз в месяц, но даже искушенный зритель того времени знал, что красота постановок Макса Миксера, в которые вложен титанический труд и всепоглощающая любовь к танцу, удивительна.

— Европейский зритель был приучен к несколько другому формату выступлений, — рассказывает о своем учителе известный хореограф Виталий Постников. — На сцене происходило шоу, состоявшее из нескольких музыкальных номеров: танцев, песен, отрывков из различных концертных программ. Набор номеров был стандартен. Например, в него входил апаш — это непременно был моряк, вернувшийся из долгого плавания, и девушка легкого поведения. Макс Миксер и этот номер танцевал, разыгрывая на сцене драму отношений подвыпившего матроса с публичной женщиной. От этой конъюнктуры, от стандарта он, влюбленный в классический балет, и захотел вернуться в Россию.

Возвращение в Россию было тяжелым. Миксеру запретили жить в крупных городах, поэтому он и выбрал Вологду. Всегда одетый с иголочки — бежевый плащ, тирольская шляпа, кашне — он сохранил привычку обновлять гардероб в Москве или Ленинграде, куда от Вологды добраться было проще всего. Внешний вид Макса Миксера удивлял вологжан, многие не сразу привыкли к тому, что иностранец не снимал шляпы в помещении (а в Европе это было не принято).


Танец из-под палки?

В Вологде Макс Миксер появился в 1959 году. Возглавить хореографическую студию в бывшем Клубе октябрьской революции Миксеру предложил Исаак Эльперин — директор КОРа, ставшего впоследствии Дворцом культуры железнодорожников. Эльперин походатайствовал и насчет квартиры для известного балетмейстера. Макс Миксер с женой Людмилой Рубиной и сыном от первого брака Михаилом поселился на улице Батюшкова. Именно в этой квартире до Миксера и его жены жили дедушка и бабушка Виталия Постникова.

— Жена Миксера была настоящей светской дамой, солисткой балета Мариинского театра. Она была старше Макса Александровича, привыкла к вниманию публики и даже в провинциальной Вологде умудрялась разыгрывать настоящий спектакль. В теплые дни она брала лодку на причале у Софии, отплывала недалеко от берега и делала вид, что рыбачит. В одной руке у нее была удочка — скорее всего, на удочке не было даже червячка, в другой — томик стихов, который она даже не перелистывала. С берега на нее смотрели восторженные горожане, а она аккуратно наблюдала за ними из-под полей своей шляпы и время от времени доставала и снова закидывала удочку, — вспоминает Виталий Постников.

«Миксер произвел настоящую революцию в судьбе вологодского танцевального искусства, — напишет о нём известный в Вологде музыковед Элла Кириллова. — Его народная студия балета ежегодно выпускала премьеры полнометражных классических балетных спектаклей, знакомя вологжан с самыми известными произведениями этого жанра».

Поначалу еврей польского происхождения очень плохо говорил по-русски. Он знал английский, французский, польский, но ученики иностранным языком не владели, и объясняться с ними приходилось на единственном доступном международном языке — языке пластики. Несмотря на это, на просмотры к маэстро выстраивались очереди.

— О нем ходили слухи, что он бьет своих учеников, но это неправда, — продолжает Виталий Васильевич. — Действительно, в руках у него была палка, которая то и дело летела в сторону ученика, но он кидал ее так, чтобы не попасть. Этой палкой он показывал, как должно работать тело, помогая почувствовать работу мышц. А за все время, проведенное в Вологде, он довольно хорошо научился говорить по-русски, при этом никогда не использовал нецензурную брань, ругал нас интеллигентно.


Алтарь искусства

Хвалил своих учеников Миксер тоже сдержанно. Высшим одобрением его ученики считают фразу: «Это было ничего себе». Но вологодским танцорам повезло больше, чем зрителям. Здесь Макс Александрович никогда не выходил на сцену. Застать его танцующим можно было лишь на репетициях.

Его болезнь стала трагедией для всех учеников. Только за 3 года до смерти Макс Миксер выбрал Виталия Постникова своим ассистентом, хотя до этого никогда не назначал помощников. Миксер сам шил сценические костюмы, делал декорации и домашнюю мебель. Его квартира отличалась не богатым убранством, а вкусом. На диване лежал тигровый дог, на подоконнике стояла пирамида из нескольких десятков цветущих кактусов. На праздники он сам накрывал стол из всевозможных бутербродов и закусок, а аккомпанементом к веселью была всегда изысканная музыка. Миксер был одним из первых в Вологде, кому удалось приобрести приемник, чтобы слушать «Голос Америки». Несмотря на пристальную слежку со стороны КГБ, он стремился быть в курсе культурных событий Запада.

Сцену Миксер считал алтарем, театр — храмом. Только после премьер маэстро позволял своим ученикам накрыть стол в декорациях спектакля, чтобы поздравить друг друга с успешным выступлением. В другое время на сцене нельзя было появляться, проходить через нее, особенно во время репетиций коллег по цеху, а во время спектаклей за кулисами стояла такая тишина, что услышать можно было любой шепот. После премьеры он незаметно исчезал.

Конец творческого пути Миксер предчувствовал. Тогда, в начале января 1981 года, он подошел к Виталию Постникову и сказал: «Витя, нам нужно как-то начинать репетировать «Щелкунчика». Я не знаю, сколько мне осталось». К тому времени он уже пережил одну операцию на желудке.

— 27 января я пришел в ДКЖ рано, часов в 8, — вспоминает Виталий Постников. — Зеркало, которое стояло в его классе, у его кресла, было разбито. Его невозможно было уронить и поставить обратно. Я позвал нашего дирижера Марка Цыпкуса, чтобы показать ему зеркало. А через несколько минут пришла секретарь и сообщила, что Макс Александрович умер.

Наталия Богданович


Ученики Макса Миксера:

  • Виталий ПОСТНИКОВ — заслуженный работник культуры, руководитель «Театра танца»
  • Зоя РЕПИНА — руководитель танцевального коллектива «Школы искусств»
  • Раиса МЕЛЬНИКОВА — солистка балета Саранского музыкального театра, после выхода на пенсию ведет танцклассы в Тунисе и Египте
  • Татьяна КАРПОВА — солистка Горьковского театра оперы и балета
  • Марина ЕЛИСЕЕВА — актриса Московского театра им. Станиславского
  • Ольга ГЕТМАНОВА — инженер, преподаватель хореографии
  • Сергей СОКОЛОВ — артист народной студии балета Макса Миксера, детский врач


Ученики его учеников:

  • Яков РУБИН — художественный руководитель Вологодского камерного театра
  • Яна ЛИХОТИНА — актриса Театра для детей и молодёжи
  • Наталья РУДАЯ — руководит ансамблем «Каприз»
  • Лена БОКОВИКОВА и Оксана САВЕЛЬЕВА — балетмейстеры ДКЖ
  • Валерия ЗАБЕГАЕВА — актриса кино и Театра им.Маяковского


Спектакли, поставленные Максом Миксером в Вологде:

  • «Коппелия» (1962)
  • «Щелкунчик» (1963)
  • «Лауренсия» (1964)
  • «Доктор Айболит» (1969)
  • «Бахчисарайский фонтан» (1970)
  • «Тщетная предосторожность» (1971)
  • «Золушка» (1973)
  • Одноактные балеты «Кричите клоуну браво!» к Олимпиадеъь

*Па-де-де (франц.) — танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды.


Качественные, удобные, ортопедические, недорогие Матрасы оптом представлены только на сайте matrasy-ufa.ru по невероятно низким ценам. Заходите на наш сайт, читайте больше информации, узнавайте стоимость матрасов в Уфе и удачной вам покупки!

429
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.