Кони привередливые

№26 (717) от 28 июня 2011 г.

Памятник русским защитникам Франции в Париже (вверху) и памятник Константину Батюшкову в Вологде. | Фото с сайта газеты «Русский очевидец» (Франция) rusoch.fr и Натальи Михайловой

В Париже открыли монумент русским воинам, как две капли воды похожий на вологодский памятник Батюшкову на Соборной горке.

21 июня во Франции премьер-министры Владимир Путин и Франсуа Фийон открыли памятник воинам Русского экспедиционного корпуса. Он посвящен памяти российских военных, которые в составе союзнических войск сражались в годы Первой мировой войны. Они отдавали за победу свои жизни, но так и не победили, потому что революция 1917 года свела на нет все их военные достижения. Мало того, многие из них впоследствии оказались лишены возможности вернуться на Родину и закончили свою жизнь на чужбине. «Очень добрые отзывы о памятнике я услышал от детей эмигрантов. Многие из них говорили: жаль, что не дожили до этого дня наши отцы и деды, они были бы рады, что об их заслугах вспомнили потомки», — говорит скульптор Владимир Суровцев, народный художник России.


Найди десять отличий

Репортаж об открытии монумента показали по всем федеральным телеканалам. После этого в редакцию стали поступать звонки и электронные письма от вологжан: многие сразу же заметили поразительное сходство монумента в Париже и памятника поэту Батюшкову на Соборной горке, открытого в 1987 году. Автор памятника в Вологде — ныне ушедший из жизни скульптор Вячеслав Клыков.

В обеих скульптурных группах человек (в Париже — безымянный поручик, в Вологде — известный поэт) находится рядом с конем, причем животное занимает солидную часть всего монумента. Расположение человека и коня по отношению друг к другу очень похоже, и даже цель одна и та же: показать поэта-воина Батюшкова и неизвестного офицера не в момент сражения, а в мирной обстановке.

Кстати, Константин Николаевич также участвовал в освобождении Парижа (от войск Наполеона в 1814 году), но на столетие раньше, чем воины Русского экспедиционного корпуса. Таким образом, в двух монументах возникла перекличка веков: дважды наши воины покидали Родину, чтобы защитить Париж.

«Поэт участвовал в войне 1812 года, а также в освобождении Парижа, так что к вопросу об истории русско-французских отношений биография и творчество Константина Николаевича имеют самое непосредственное отношение», — поясняет Елена Калинина, заведующая музеем-квартирой К.Н. Батюшкова.

По словам Елены Юрьевны, скульптурное изображение Батюшкова рядом с конем не случайно. «Поэт, как и другие русские воины, в Отечественную войну 1812 года много времени провел в седле, так как конный транспорт был основным в ту эпоху. Солдаты и офицеры воспринимали своего коня как верного надежного друга, в некоторых ситуациях способного даже спасти жизнь. Думаю, во время Первой мировой войны офицеры с той же теплотой относились к своим помощникам-животным, и неудивительно, что и в скульптурной группе в Париже тоже присутствует образ коня», — говорит специалист.


Вечные сюжеты

Как пояснил корреспонденту «Премьера» скульптор Владимир Суровцев, сходство двух монументов объясняется использованием схожих творческих схем: «На международном уровне закреплено право авторов использовать близкие схемы, так как со времен древних греков скульпторы обращаются к одним и тем же творческим ходам: после греков мы не придумали ничего нового, — говорит Владимир Александрович. — Похожая ситуация в литературе, где тоже есть вечные сюжеты. Человек и конь рядом — один из самых распространенных вариантов в скульптуре, особенно до XX века. Но если вы начнете рассматривать детали, разбирать на компоненты композицию, обратите внимание на трактовку образов, использование архитектурного пространства и так далее, вы найдете множество отличий. Это все равно, что сравнивать памятники, скажем, Пушкину. Сколько из них изображают поэта вертикально стоящим с книгой в руках?» По словам Владимира Александровича, он хорошо знает работу Вячеслава Клыкова, да и с самим скульптором был хорошо знаком. «Мы с Вячеславом Михайловичем были соседи по творческим мастерским», — пояснил он.

Над созданием монумента в Париже трудилась целая группа авторов, причем связанная семейными узами: Владимир Суровцев и его сын Данила и архитектор Владимир Сягин и его сын Олег. «Конфликта поколений у нас не было. Мы друг друга подпитывали, подсказывали друг другу, если что-то было нужно. Молодые придавали работе энергию, остроту. Мы, поколение отцов, конечно, привыкли мыслить более монументально и точно». На суд французской стороны соавторы представили десяток вариантов, но выбран был именно тот, где офицер изображен рядом с конем. По мнению скульптора, уникальность монумента в том, что на военном памятнике изображено не сражение, а вполне мирный сюжет: «Военные памятники — это в большинстве случаев люди в момент борьбы, солдаты с ружьями, например, или обелиски памяти павших. Их цель — напоминать о гибели, о военных потерях или о напряженном сопротивлении. Наш памятник не воинственный, он говорит о мире. И я рад, что между вологодским монументом поэту Константину Батюшкову, участвовавшему в освобождении Парижа, и только что открывшимся памятником возникла такая перекличка веков».

Наталья Михайлова


Комментарии

Сергей БАРАНОВ, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой литературы ВГПУ:

— Константин Николаевич Батюшков — это поэт-воин. Он участвовал в наполеоновских войнах, Русско-шведской войне, и, конечно, в Отечественной войне 1812 года. Батюшков имел награды, был адъютантом очень известного полководца генерала Раевского. Что касается памятника в Вологде, отношение к нему у меня двойственное. Если в двух словах, то, с одной стороны, хорошо, что монумент существует и поэту оказано должное уважение в родном городе. Другой разговор, насколько образ в скульптуре соответствует реальному образу Константина Николаевича Батюшкова. Дать комментарий по поводу сходства вологодского памятника с монументом в Париже я не могу, поскольку памятник во Франции не видел.

Татьяна ЧИСТЯКОВА, заслуженный художник России:

— Сюжет похож, но что из этого? Подсолнухи сколько художников пишет? Ничего страшного в этом сходстве нет. Это как сюжет «любовный треугольник» в литературе, может повторяться у разных авторов. Такая ситуация может возникнуть где угодно. Возможно, и памятник Клыкова навеял, но это тоже ничего ужасного. В целом мое мнение: хорошо, что хоть какие-то памятники в честь России в Европе ставят, а не только разрушают, как в Прибалтике в последнее время.

Александр САЗОНОВ, автор книг по истории и архитектуре Вологды:

— Антон Павлович Чехов считал, что в литературе есть 33 сюжета — от античной до современной, но каждый творец на эти сюжеты придумывает что-то свое. В скульптуре идей не намного больше, чем сюжетов в литературе. Владимир Суровцев — народный художник России, профессионал, он не может не знать всю историю монументов, созданных его современниками. Сходство между памятниками очень большое. Возьмем хотя бы идею: у Вячеслава Клыкова — Батюшков, поэт и воин, вернулся на Родину, остановился на берегу реки, спешился, и вот она, встреча с родной землей, — остановись, мгновение. У Владимира Суровцева — военный также ждет встречи с Родиной, он также истосковался по ней, устал от войны. Фигура человека, на мой взгляд, талантливее получилась у Владимира Суровцева, сразу видно, работал профессионал, которому звание народного художника присвоено не зря, а вот образ коня, на мой взгляд, талантливее у Вячеслава Клыкова, у него животное изображено достовернее.


Предлагаем вам все ваши ценные вещи, которые хранятся в шкафчике переложить на хранение в Сейф Valberg Гарант-46 Евро , который вы сможете приобрести только на safe555.ru по очень привлекательной цене. Заходите на наш сайт, читайте информацию более детально и вас это заинтересует. Мы вас ждём!
131
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.