Заступничество свыше

№3 (746) от 24 января 2012 г.

Крестный ход в наши дни уже не собирает столько народу, как раньше, но и малочисленным его назвать нельзя. | Фото с сайта vologda-eparhia.ru

В грозные годы наступления на русские селения эпидемий возникла традиция защищать себя с помощью крестных ходов с чудотворными иконами.

29 сентября 1771 года Вологодская духовная консистория издала указ: для избавления от моровой язвы провести в городе крестные ходы. Началась борьба со страшной болезнью, второе название которой — чума.

В период с 1 по 18 октября вологжане прошествовали с иконами по городским пределам шесть раз. Подобные мероприятия не были единичными, а проводились регулярно и прежде. Подводя итог многовековой традиции, на исходе 1893 года епископ Вологодский и Тотемский Израиль сообщил в Святейший Синод о четырех особо чтимых иконах епархии, выносимых из храмов во время крестных ходов. Причем Синод официально разрешил поступать подобным образом лишь с иконой «Всех Скорбящих Радость» из Вологодского Воскресенского кафедрального собора (ныне здание картинной галереи на Кремлевской площади). Три других иконописных лика участвовали в крестных ходах без позволения высшей власти, а по «древнему обычаю» или с благословения вологодских архипастырей. Из церкви при тюремном замке брали одноименную икону «Всех Скорбящих Радость», из Спасо-Всеградского храма — икону Всемилостивого Спаса. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь на крестный ход выносил образ Дмитрия Прилуцкого.


Обед по высшему разряду

Указ Святейшего Синода от 13 октября 1890 года действительно дозволял дважды в год, в конце мая и начале июня, выносить из Воскресенского собора икону «Всех Скорбящих Радость» и идти с ней крестным ходом до Богоявленской Лостенской церкви Грязовецкого уезда. В этом уездном приходском храме перед признанной ныне чудотворной иконой в 1766 году молилась больная вологжанка. Накануне во сне ей было видение лика Богородицы, который мог исцелить ее от тяжелого недуга. Из сновидения женщина узнала название церкви и незамедлительно отправилась в грязовецкие пределы на поиски продемонстрированного ей ночью образа. Чудо действительно случилось: жительница Вологды обрела здоровье, а вологодский архиерей повелел перенести икону в кафедральный собор, где она полтора столетия помогала людям. 19 июня 1916 года в Воскресенском соборе даже прошло церковное торжество по случаю 150-летия со дня явления иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Реальность была такова, что подобных «скорбященских» икон в городе имелось несколько. Еще одна хранилась в храме при тюремном замке. Ранее она принадлежала преподобному Игнатию Вологодскому (в миру князю Иоанну Андреевичу Угличскому), 32 года томившемуся в оковах в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря вместе со своим родным братом. Его мощи ныне покоятся под спудом в главном храме действующей мужской обители. Интересно, что 24 октября 1898 года (день почитания иконы) в церкви арестантского исправительного отделения города Вологды заключенных накормили вкуснее и обильнее обычного: увеличили порцию мяса, подсластили чай и отрезали по куску пирога. На следующий день качество обеда отнюдь не ухудшилось. К тому же для осужденных устроили чтение с туманными картинками, демонстрировавшими вторжение французов в Москву в далеком 1812 году.

Популярность образа возрастала от года к году. В 1913 году один весьма талантливый заключенный вологодской тюрьмы даже нарисовал на фарфоре почитаемую икону «Всех Скорбящих Радость» и раскрасил ее акварелью. Художественное изделие привело в восторг руководство исправительного учреждения, посему было решено отправить его на выставку.


Чудо обыденное

Икону «Всемилостивого Спаса» написал 23 октября 1654 года вологодский иконописец, имя которого затерялось в череде столетий. Произошло это через четыре дня после возведения всем миром Всеградской Спасообыденной церкви. На ее месте на площади Революции сегодня установлен поклонный крест. Как храм построили обыденно («об ын день», то есть за сутки), так и иконописный лик был создан за один день. Икона стала главной вологодской святыней. Ее также носили по домам горожан и жителей пригородных селений во время крестных ходов в годы эпидемий с целью прекращения заболеваний. Перед иконой Всемилостивого Спаса приносили клятву на верность службе вступающие в должность городской голова и гласные городской думы.

Осознавая истинную ценность образа, его тщательно берегли горожане. Поэтому они не на шутку встревожились 5 февраля 1912 года. В тот день в Спасо-Всеградском соборе после окончания службы остался на ночь ни кем не замеченный злоумышленник. Он украл из кассы кредитных билетов, золота и серебра на сумму более пятисот рублей. При этом к медным деньгам даже не притронулся. С места преступления вор скрылся, выбив стекло и оконную решетку. Утром полицейские обнаружили у церкви лишь орудия взлома в виде ножа и лома и следы распития спиртного. Икона Спаса Всемилостивого, к счастью, не пострадала.

Увы, до XXI века она не сохранилась, в музее сегодня есть ее копия 1755 года.


Помощник военных

Образ преподобного Димитрия Прилуцкого, который упоминается в разрешительном документе Синода, был принесен в наш город 3 июня 1503 года. С тех пор ежегодно отмечался праздник Сретения, то есть встречи иконы всеми вологжанами, и к Спасо-Прилуцкой мужской обители проводился крестный ход. По преданию, иконописный лик увез из монастыря великий князь Иван III для моления в очередном походе на Казань. Более того, будто бы святой накануне выступления русских воинов лично явился пред очи князя и гарантировал ему победу. Поход завершился победой, имевшей политическое значение, — установлением зависимости Казанского ханства от Москвы. В память об этом событии была написана новая икона, ее и встретили горожане во главе с епископом вологодским Никоном на месте, где впоследствии построили Сретенский деревянный храм. 4 января 1609 года вологжане временно перенесли из Спасо-Прилуцкого монастыря в город иконописный лик святого Димитрия Прилуцкого. По мнению горожан, именно он мог защитить их от бесчинствующих польско-литовских завоевателей. Для всенародного моления икону временно поместили в храме Всемилостивого Спаса.

Сегодня Сретенская церковь существует в новом каменном обличье (с конца XVII века), освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены (пр. Победы, 85). А святого Димитрия и ныне призывают в молитвах как помощника в ратном деле.

Ольга Якунина

Тэги: крестный ход, история, иконы, религия


Предлагаем вам пройти курсы по анализу финансовой отчетности и улучшить свои знания. Заходите на наш сайт www.uc-skbkontur.ru , читайте информацию более детально и вас это очень заинтересует. Мы вас ждём!
51
0
Похожие статьи
  • 03 октября' 18 |

    Расположенный рядом с Соколом городок Кадников не может похвастаться развитой промышленностью и всемирной известностью, но зато в нем живет история.

     

    582
    1
  • 14 августа' 19 | След в истории

    В биографии нашего выдающегося земляка Валерия Гаврилина немало трагического, без чего, впрочем, невозможен был бы его творческий взлёт.

    324
    0
  • 26 февраля' 20 | Нераскрытые тайны

    Маршал, командовавший Парадом Победы на Красной площади, оттачивал воинские навыки во время спецопераций на Вологодчине в 1918 году, а однажды даже без единого выстрела будто бы освободил гостиницу, захваченную в центре Вологды анархистами. Правда это или одна из красивых легенд, на которые вообще была богата его довоенная биография?

    486
    0
  • 19 ноября' 18 | Ноу-хау

    В музее «Семёнково» создали цикл мини-спектаклей о быте дореволюционных крестьян.

     

    281
    0
  • 21 ноября' 18 | Своё — родное

    На Вологодчине прижились самые северные в мире зубры — гиганты массой под тонну, которые жили ещё в те времена, когда царствовали мамонты, а потом чуть не исчезли с лица Земли.

    503
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.