Хотелось бы гарантий

№19 (762) от 15 мая 2012 г.

По мнению председателя комитета по бюджету и налогам ЗСО Алексея Канаева, госгарантии не являются угрозой для областного бюджета. | Фото из архива «Премьера»

«Премьер» продолжает анализировать государственный долг Вологодской области.

В позапрошлом номере мы уже писали о его основных цифрах, а сейчас хотелось бы остановиться на двух составляющих долга, суть которых может быть неясна с первого взгляда. Это государственные гарантии Вологодской области и областные ценные бумаги.

Итак, уточним, что бюджетное законодательство закрепляет за властью — будь то на федеральном или на региональном уровне — право предоставления государственных гарантий. Давая гарантию, бюджет тем самым принимает на себя необходимость ответить по обязательствам её получателя в том случае, если он не расплатится по полученному в рамках этой гарантии кредиту. Основные цели этой практики — стимулирование предпринимательской активности и привлечение инвестиций. Выдавая гарантии, власть устанавливает дополнительный фактор стабильности для бизнеса.

Сейчас общая сумма действительных государственных гарантий, выданных Вологодской областью, составляет 6,2 миллиарда рублей. Практически все они были предоставлены фирмам и предприятиям во время для получения этими компаниями кредитов в коммерческих банках. По мнению председателя комитета по бюджету и налогам ЗСО Алексея Канаева, эти цифры не являются угрозой для областного бюджета.

«Законодательное Собрание прежде чем дать согласие на предоставление гарантий тщательно изучает состояние организации, которой гарантия выдается. И это дает результат — за всё время предоставления гарантий (а предоставляются они более 10 лет) ни одна из них не «сработала». То есть бюджет не потратил ни копейки, в то же время предприятия, получив кредиты, могли развиваться, создавая новые рабочие места и увеличивая налоговые платежи. Но тем не менее в кризис мы ужесточили процедуру получения гарантии, требуя от получателя более подробный пакет документов. По моей информации, на сегодня нет предпосылок, чтобы сработала хотя бы одна из данных нами гарантий, а бюджет понес бы затраты».

Если изучить списки получателей гарантий за последние годы, то можно разбить их по нескольким отраслям: это и ЖКХ, и строительство, и ипотечное кредитование, и деревообработка. Но самую большую группу совершенно точно составят предприятия аграрно-продовольственного комплекса, а среди них — птицеводческие хозяйства: «Вологодская птицефабрика», «Птицефабрика Ермаково», «Надеево», «Вологодский центр птицеводства», «Птицефабрика Шекснинская», «Птицефабрика Парфёново», «Череповецкий бройлер».

Вероятно, можно было получить кредиты для продолжения бизнеса и другим путём, например, под залог ряда активов, рассказал главный экономист «Череповецкого бройлера» Сергей Иванов. Но для компании именно государственные гарантии области оказались наиболее простым и надёжным способом обеспечения кредитов. Кстати, в бюджете на 2012 год «Череповецкого бройлера» в списке получателей гарантий уже нет.

Ещё одна графа в долге области — ценные бумаги. Как пояснил Алексей Канаев, ценные бумаги области (точнее — облигации) были выпущены для сокращения расходов на обслуживание долга. По сути, выпуск и размещение на рынке облигаций являются аналогом привлечения кредита, но на более выгодных условиях — под меньшие проценты и на продолжительный срок.

Порядок размещения облигаций не оговаривался, это бумаги со свободным обращением. Ценные бумаги были выкуплены, и их держатели имеют право на так называемый «купонный доход». Так, выплата этого дохода была осуществлена в марте. По сообщению департамента финансов, владелец одной облигации получил 26 рублей 55 копеек.

«Главная цель — снижение затрат на обслуживание областного долга. Поясню. Мы имеем несколько способов привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита. Облигационный заём — это второй по дешевизне после бюджетного кредита. К сожалению, объем бюджетных кредитов Минфин России целенаправленно снижает. А те, что есть, выдаются сроком до одного года. Облигационный же заём позволяет привлечь средства сразу на 3-5 лет, что важно с точки зрения управляемости затратами по госдолгу. Третий, традиционный способ финансирования дефицита бюджета — привлечение банковских кредитов — заметно уступает облигационному займу и по выгодности, и по срокам привлечения», — заметил председатель бюджетного комитета Заксобрания.

Иван Беляев


Факт

Госдолг Вологодской области в апреле был равен 25,47 миллиарда рублей. Госгарантии и облигации составляют чуть больше трети от этой суммы.

Тэги: госдолг, долги, Канаев Алексей*

52
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.