Лететь или ехать?

№41 (784) от 16 октября 2012 г.

Вице-президент «РЖД» Михаил Акулов предупредил о возможном повышении цен на плацкарты. | Фото пресс-службы «РЖД»

С 2013 года стоимость проезда в плацкартных вагонах может вырасти на 60%.

Этой мерой «Российские железные дороги» рассчитывают ответить на планы Минфина по сокращению бюджетного субсидирования компании.

О возможном росте цен на плацкарты заявил в ходе обсуждения бюджета в Общественной палате вице-президент «РЖД» Михаил Акулов. Железнодорожники утверждают: плацкартные перевозки и так не окупаются, а снижение бюджетных субсидий только усугубит эту ситуацию.

Государство ежегодно выделяет около 30 миллиардов рублей на поддержку плацкартных и общих вагонов, где уровень тарифов оно устанавливает ниже экономически обоснованного уровня. Однако в «РЖД» говорят о необходимости выделения на это около 36 миллиардов. До настоящего времени этот дефицит покрывался за счёт перевозок в купе и СВ, а также снижения инвестиций в обновление технопарка.

В пресс-службе ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочернее предприятие РЖД, отвечающее за перевозки пассажиров на дальних направлениях) сообщили, что в прошлом году средняя себестоимость перевозки одного пассажира в плацкартном вагоне составила 1448 рублей. Однако, поскольку тарифы устанавливает государство, каждый пассажир платил в среднем 865 рублей. «Следовательно, выпадающие доходы перевозчика составили 583 рубля, а из государственного бюджета было компенсировано 446 рубля. То есть 137 рублей на каждого перевезённого пассажира ОАО «ФПК» выплатило из своего кармана», — заявила пресс-служба.

Между тем пока железнодорожники говорят о недостаточном государственном финансировании, в правительстве считают, что и эти объёмы субсидий необходимо сокращать. Так, на 2013 год общая сумма дотаций может составить всего 14,8 миллиарда рублей, почти вдвое меньше, чем в этом.

Министерство финансов предлагает со следующего года поддерживать рублём не всех пассажиров плацкартных вагонов, а лишь молодёжь и пенсионеров. «Всё-таки было бы правильнее исходить из принципа нуждаемости. Мы предлагаем предусмотреть такой же принцип, как при авиаперевозках, когда за счёт государства субсидируются перевозки только тех категорий граждан, которые либо учатся и не работают, либо находятся на пенсии, то есть до 23 и свыше 55-60 лет», — заявил глава ведомства Антон Силуанов, выступая на парламентских слушаниях. А трудоспособное население само может оплатить проезд в полном объёме, добавил он.

В РЖД логики Минфина не понимают — зачем снижать субсидии там, где их и так не хватает. «Мы, применив это, почти 70% потребителей перевозок нагрузим дополнительно почти на 60%» — пояснил Михаил Акулов. А в сентябре этого года генеральный директор ОАО «ФПК» Вадим Мишанин заявил, что в случае снижения субсидирования компания будет вынуждена отменить 235 поездов дальнего следования (всего ежесуточно курсирует около 700), на 50% сократить количество плацкартных вагонов, закрыть 19 депо и сократить 15 тысяч сотрудников — это каждый пятый работник «ФПК».

Скачок цен на 60% повредит не только простым пассажирам, но и самим железным дорогам. По словам главы исследовательского агентства «InfraNews» Алексея Безбородова, такое повышение цены сделает поездки дальше чем на 2000 километров дороже авиаперелётов. «Выбор самолёта для пассажиров станет объективным решением. Как только они купят за ту же цену билет на самолёт, то поймут, что это и удобнее, и быстрее», — отметил эксперт.

Отток клиентов «РЖД» предсказывает и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. Он не исключает, что из-за ограниченности предложения на рынке пассажирских перевозок цены могут вырасти и на альтернативные виды передвижения. Более того, в некоторых местах альтернатив железной дороге нет, поэтому там сокращение пассажиропотока будет постепенным, однако с большими социальными возмущениями.

Иван Беляев

Тэги: железная дорога, плацкарта, повышение цен, Акулов Михаил*


вы переезжаете? Не знаете, как перевезти свою мебель и все остальные вещи на новое место жительства? Мы предоставляем для вас услуги грузоперевозок по очень доступным ценам. Если вас это заинтересовало и вы хотели бы к нам обратиться за помощью, то добро пожаловать на сайт dalslogistics.ru. мы с радостью готовы вам помочь!

35
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.