«Были бы мосты крепки…»

№45 (788) от 13 ноября 2012 г.

«Новый мост» старой Вологды — Октябрьский. | Фото середины XX века

В свое время городской бюджет Вологды мог пополняться за счет использования мостов.

Первое свидетельство о мостах дошло до нас из IX в. до н.э. — ассирийское войско преодолевало водные преграды по скреплённым вместе лодкам или надутым кожаным бурдюкам.

Русский царь Алексей Михайлович указом 1639 года повелевал: «А которые мосты и перевозы за кем в вотчине, или в поместье, по жалованным грамотам из давных лет, и тем людям в тех своих вотчинах по дорогам гати и мосты и плотины починивати собой, и были бы у них те гати и мосты крепки, чтобы на тех мостах и гатех проезжим, всяким людям, ни за чем простой и задержания и убытков не было». В случае же разрушения моста и, соответственно, гибели лошади и товаров компенсация издержек пострадавшим и строительство нового моста возлагалась на тех помещиков, на чьей территории находилась обветшавшая мостовая конструкция. Недаром же проезд по мостам был платным и приносил неплохой доход их владельцам.


Утром деньги, вечером рыбка!

В августе 1684 года цари и великие князья Иоанн и Петр Алексеевичи повелели вологжанам осмотреть и описать мосты, плотины и переправы города. В Москве желали иметь достоверную информацию, когда и по чьему указу эти сооружения возвели, на каком расстоянии находятся друг от друга и какую плату взимают за проезд. Четко сформулированные сведения, оформленные в виде книг, в первую очередь интересовали Приказ Большой Казны.

Императрица Анна Иоанновна в начале 1732 года приказала отремонтировать мосты на Московском и Архангельском трактах города в пределах Вологодской провинции. При этом средства не выделила, их следовало заработать, то есть взять из доходов Архангелогородской губернии, в состав которой тогда входила часть нашей современной области.

Городской бюджет мог пополняться за счет использования мостов даже не по прямому назначению. Всегда найдутся любители рыбной ловли, почему бы не заставить их раскошелиться ради собственного хобби? Хочешь рыбачить — плати. По весне 1791 года Вологодская дума обложила налогом рыбаков, промышлявших ловлей рыбы с мостов через реку Вологду на удочку или саками. Сак изготавливали самостоятельно, он представлял собой закрепленный на обруче большой мешок, снабженный шестом. Мостов через главную водную артерию города тогда имелось два — Красный и Соборный. Оба— деревянные, с подъемными устройствами в среднем пролете для пропуска судов. Построены были на месте ранее существовавших у Зосимовской церкви и Софийского собора по проекту инженер-майора Мрачковского при губернском архитекторе Иваницком. Красный открыли для движения 5 апреля 1847 года. Весной 1885 года в непосредственной близости от него появился гидрологический пост.

В феврале 1911 года движение по Красному мосту приостановили. Власти предполагали заменить некоторые сваи и исправить его основание у левого берега. Работы велись за счет губернского земства, выразившего готовность потратить на благие цели 5500 рублей. Последний капитальный ремонт мост выдержал в 1903 году, а в 1909-м вновь меняли настил проезжей части. Сегодня Красный мост предназначен для пешеходов, мы пользуемся железобетонной конструкцией советского периода (1971 год).


Гляди в оба!

Соборный мост сдали в эксплуатацию 9 апреля 1847 года. На левом берегу реки он выходил на современную улицу Рубцова (бывшая Мостовая), тогда не вымощенную камнем, поэтому далее продвигались по набережной VI Армии (прежде Златоустинской наб.) и выезжали на улицу Чернышевского (до революции Большую Архангельскую). Этот мост разобрали по ветхости на рубеже XIX-XX веков.

Вторая река нашего города Золотуха также требовала организации переправы. Сегодня горожане уже привыкли произносить возвращенные мостам через этот водоем дореволюционные названия: Глинковский, Веденеевский, Винтеровский, Мяснорядский, Каменный, Рыбнорядский. Все они небольшие, но важные, стоило закрыть хотя бы один на ремонт, как горожане в поиске кратчайших обходных путей возмущались, требовали перебросить на крайний случай доски через узкое русло Золотухи, упростив тем самым переход на противоположный берег водоема. Так поступили летом 1933 года: вместо сгоревшего Винтеровского моста соорудили трап с перилами, но работники местхоза в спешке или по забывчивости не позаботились о ступенях для спуска к трапу. К тому же с берегов не унесли остатки колючей проволоки. В результате вологжане, пытавшиеся в сумерках воспользоваться простейшим устройством, рвали одежду, частенько падали в грязь, ругая на чем свет стоит местные власти.


И смех, и слезы!

Количество мостиков через многочисленные ручейки и протоки вообще не поддавалось подсчету. Газета «Вологодский листок» еще в 1913 году описала забавную ситуацию, случившуюся в июне во время храмового праздника Свято-Духова монастыря. Посмотреть на крестный ход собралось множество людей. Мостик через ручей под тяжестью толпы не выдержал — развалился в самый неподходящий момент. Два десятка вологжан с визгом и криками упали в воду. После вынужденного купания их костюмы и лица были настолько перепачканы грязью, что пострадавшие с трудом определяли личности друг друга. А одну особу собственный муж признал лишь по голосу. К счастью, обошлось без жертв.

Во время Недели обороны, стартовавшей в Вологде 15 июля 1928 года, приблизительно семь тысяч горожан с любопытством наблюдали с берегов за инсценировкой красноармейских частей. Военные по нормативу собирали и разбирали понтонные мосты, минировали трассы и организовывали дымовые завесы. Вот тогда и получили наши предки уникальную возможность испытать неустойчивые на первый взгляд сооружения, каких в городе еще никто не видел, прогулявшись по понтонным переправам с правого на левый берег реки Вологды.

Между тем в городе уже велось монументальное строительство. 7 ноября 1927 года был заложен первый железобетонный мост, названный Октябрьским. Его планировали соорудить за два года, в действительности потребовалось в два раза больше времени. Проект профессора Г.П.Передерия воплотили в жизнь в 1931 году.

В ноябре 1961 года открылось движение по мосту 800-летия Вологды. Прослужил он недолго, уже в 2003 году началась реконструкция, так как мост не отвечал требованиям безопасности. Первая очередь была запущена в октябре 2005 года, вторая — 21 октября 2006 года. Теперь это самый современный мост города — четырехполосный, длиной 189,5 метров и шириной 16 метров.

Ольга Якунина


Факты

  • В 1716 году французский инженер Юбер Готье написал первый учебник по мостостроению, а в 1747 году департамент дорог Франции основал в Париже Школу строительства мостов и дорог.
  • Самый длинный из вологодских мостов — Ленинградский путепровод — протяженностью 266 метров. Самый короткий мост — всего 16 метров — прописался в Огородном переулке.

Тэги: мосты, история

193
0
Похожие статьи
  • 16 октября' 18 | Своё — родное

    Среди населения Вологодчины выделяется одна хоть и малочисленная, но имеющая свои язык и письменность группа коренных жителей — вепсы.

     

    273
    0
  • Ранним утром 16 августа 1929 года над Вологдой появился невиданный летательный аппарат — огромный немецкий дирижабль «Граф Цеппелин». По официальной версии, он направлялся в кругосветное путешествие, но зачем пролетел над Вологодчиной на самом деле?

     

    359
    0
  • 15 января' 19 | Страна и мы

    К легенде, лёгшей в основу первой громкой кинопремьеры наступившего года — военной драмы «Т-34», имел самое непосредственное отношение поэт Сергей Орлов, чьим именем названа одна из центральных улиц Вологды. А расследовал реальный побег заключённых на танке другой наш земляк — Павел Павловцев из-под Череповца.

    332
    0
  • 16 января' 19 | Нераскрытые тайны

    Необычная находка на реке Шексне осенью 1962 года могла пролить свет на не имевшие документальных подтверждений легенды, гуляющие окрест по сей день. Но...

     

    602
    0
  • 24 апреля' 19 | След в истории

    Романтизированный «Юноной» и «Авось» Николай Резанов на самом деле был расчётливым прагматиком, даже после смерти сумевшим втянуть в опаснейшее предприятие тотемского искателя приключений Ивана Кускова.

    156
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.