Марина Палей. «Клеменс»

№48 (791) от 4 декабря 2012 г.

Издательство «Эксмо», 2012 год

В 2006 году этот роман вошел в шорт-лист премии «Большая книга». Теперь он переиздан, причем сам факт переиздания очень пикантно выглядит на современном общественно-политическом фоне, когда в Петербурге принимают законы о запрете пропаганды гомосексуализма. Дело в том, что огромный пласт современной литературы из города на Неве является гомоэротическим, причем поэты и прозаики вовсе не пытаются таким образом эпатировать публику, они всего лишь поддерживают традицию, заложенную в Серебряном веке еще Михаилом Кузминым. Таким образом, законы искусства в Питере (да и не только в Питере) по-прежнему оказываются сильнее юридических документов.

Марина Палей – автор из северной столицы, но ныне живет в Нидерландах. Ее роман интересен прежде всего с точки зрения языкового и авторского стиля. Это огромное непаханое поле для будущих исследований как для филологов, так и для критиков. Что касается обычных читателей, то это, безусловно, литература для эстетов, способных оценить филигранную работу со словом.

Сюжет у произведения одновременно простой и абсурдный, как это часто бывает в «прозе петербуржцев» (например, у той же Маруси Климовой). Главный герой, от лица которого ведется повествование, влюбляется в молодого мужчину по имени Клеменс, которому сдает комнату в своей квартире. Клеменс – иностранец и вскоре съезжает и возвращается на родину в Германию, рассказчик следует за ним. И вот тут автор начинает играть с разными реальностями. В мире главного героя встреча с объектом любви состоялась. В реальности, где живет Клеменс, скорее всего, нет, косвенно об этом мы узнаем из письма Клеменса к издателю, которое публикуется прежде романа. Мало того, судя по рассказам главного героя, Клеменс болен аутизмом, что окончательно запутывает повествование.

Роман полон бытовых описаний, и снова мы видим Петербург в литературной традиции Достоевского: мрачный город с неустроенным бытом, ужасными квартирами и не менее ужасными постояльцами (Клеменс, естественно, исключение), город, где вечно длится конфликт между серой безысходностью бытия и высокими чувствами. Удается ли главному герою вырваться из каменных объятий Петербурга? Этот вопрос автор оставляет открытым. Но, судя по письму Клеменса к издателю, шанс есть.

Наталья Михайлова

Тэги: Палей Марина*, литература, «Клеменс», Санкт-Петербург**

283
0
Похожие статьи
  • 07 августа' 19 | След в истории

    30 августа 1834 года на главной площади Петербурга была торжественно открыта новая достопримечательность столицы — гранитная колонна. Её вырубили по вологодской технологии и под руководством мастера — нашего земляка.

    270
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.